Фотоальбом Евгения Коктыша

Виктор Барабанцев: сила духовности

23-01-01-02Его картины полны тонкости, доброты и чистоты — что бы на них ни было изображено. Потому что написаны они не только от души, но и от высокой духовности художника

23-01-02-0223-01-03-02

 

 

 

 

 

 

Висящий на стене мастерской диплом лауреата премии 2001 года «За духовное возрождение», подписанный Президентом нашей страны и главой Белорусского Экзархата, конечно, далеко не единственная награда минского художника-монументалиста Виктора Барабанцева, но одна из самых дорогих его сердцу. Это  и признание его кропотливого многолетнего труда по сотворению живописных работ и мозаик в церквах и храмах, и благодарность за верность чернобыльской тематике, и восхищение некоторой дерзостью (Барабанцев первым из представителей своей профессии отважился написать образ почитаемого епископа и просветителя Кириллы Туровского). Этот диплом и одно из важных подтверждений правильности пути художника, выбранного более полувека назад, пути, полного творческих командировок в самые неожиданные места, посещенные с одной целью — привезти домой в маленьком этюднике наиболее существенное из увиденного, настоящее. А если получится, уже и готовое полотно. Таких картин, написанных с натуры, у Виктора Барабанцева очень много. Особенно  привезенных весной 1987-го с пленэра в Брагине, из зоны отчуждения. Там вместе с четырьмя художниками — Николаем Цудиком, Александром Фроленковым, Валерием Шкабуро и Владимиром Кожухом — Барабанцев провел более двух недель. За это время они посетили не только Чернобыльскую станцию, но и покинутые деревни. Ощущения те места оставили гнетущие, говорят художники: «Весна, все цветет, а тут неубранные сады, огороды, пустые дома, дохлая рыба, выбросившаяся из озера, — просто жутко». Из той поездки Барабанцев привез зарисовки для немалого количества своих работ — необычных по замыслу и исполнению. Их не раз видела не только белорусская публика, но и зарубежная. Отзывы сплошь восторженные.

23-01-05-02

Из далекого зарубежья, где также проходят выставки художника, Виктор Барабанцев всегда привозит путевые заметки в своем этюднике. Изящные пейзажи Канады, Англии, Франции, Кипра, Греции, Испании до сих пор хранятся в мастерской живописца, покидая ее лишь на время персональных экспозиций. Соседствуют эти пейзажи с портретами известных в Беларуси персон — Андрея Мдивани и Виктора Ровдо, драматурга Алексея Дударева, писателя Ярослава Пархуты… Однако особенно тонко удаются художнику особенные портреты особенных людей, например Евфросинии Полоцкой. Чтобы нарисовать ее лик, Виктор Барабанцев на несколько дней уехал в полоцкий Спасо-Евфросиньевский женский монастырь. Как только полотно было закончено, его приобрело для Национального музея Республики Беларусь Министерство культуры. Теперь портрет можно увидеть только в главном музее страны. Кроме того, работы художника находятся в фондах Музея современного изобразительного искусства, Литературном музее Максима Богдановича, Картинной галерее Брагина и Могилевском областном художественном музее.

23-01-04-02

Не раз Барабанцев работал и в стенах Жировичского мужского монастыря. Там были созданы портреты отца Олега и монаха Агафангела. А вот желание художника написать портрет старца Митрофана так и не осуществилось — тот отказался, пообещав: «Напишешь меня, напишешь, но только не сейчас».