Среди своих

Шалом!

27-01-01-11Белорусские верующие евреи сегодня: на вопросы нашего корреспондента отвечают раввин и председатель иудейской общины

27-01-01-11Предыстория

Сто лет назад по национальному составу городское население Минска распределялось так: 54,4 процента — славяне, 43,3 процента — евреи, 1,3 процента — татары, 0,9 процента — немцы, 0,1 процента — остальные. Данные взяты из книги З. Шибеко «Минскъ сто гадоў таму». Там же говорится о судьбе двух самых известных синагог (в тогдашнем Минске их были десятки): старинную холодную синагогу снесли в середине 1960-х при реконструкции района улицы Немиги, а здание главной (хоральной) перестроено и в нем давно работает театр имени М. Горького.

Тем не менее синагоги в Минске есть — на улицах Даумана и Кропоткина.

В синагогу на Даумана, 13Б, центр иудейской религиозной общины «Бейс Исроэль», меня привели вопросы одного из читателей: проходят ли в Минске свадьбы по еврейскому обряду, где можно увидеть и почитать Тору, делают ли в Минске мацу?.. На самом деле вопросов накопилось больше. Отвечали на них раввин Михоэль Гохберг и председатель общины Давид Старобинский. Иначе говоря — рав Михоэль и реб Довид.

Сердце синагоги — молельный зал. Место, где для молитвы собрался кворум — десять мужчин старше 13 лет, — это уже синагога, даже если моление происходит в квартире.

27-01-02-11«Бейс Исроэль» — «Теплый еврейский дом»

— В нашу синагогу обращаются со своими вопросами и проблемами не только члены общины «Бейс Исроэль», но и другие евреи, даже из других городов и других стран, — начал рав Михоэль.

— Верующие?

— Мы не делим их на верующих и неверующих. У «Бейс Исроэль» есть два основных направления работы. Первое: помощь всем евреям в соблюдении заповедей, традиций, обрядов, а это свадьбы, похороны, обрезание, моление, употребление кошерных продуктов… Второе: благотворительность, хэсэд. Хэсэд — «то, что ты не обязан делать, но делаешь». Например, мы опекаем немощных членов общины, помогаем малоимущим.

— Общине «Бейс Исроэль» в этом году исполняется 20 лет, — в разговор вступает реб Довид. — У «Бейс Исроэль» были приливы и отливы… Сейчас община насчитывает более полусотни членов, только на прошлой неделе мы приняли семь человек. А на праздники приходит вдвое больше.

Община стала динамично развиваться, когда при активном содействии рава Михоэля при синагоге открылся коллель — своего рода школа по изучению Торы. В ней преподают молодые раввины из Израиля.

— Что нужно для вступления в иудейскую общину? Национальность имеет значение?

— Членом общины может стать любой еврей, посещающий синагогу, — говорит реб Довид.

— А я отвечу о не евреях, — продолжает рав Михоэль. — Гиюр — обращение не еврея в иудаизм — очень серьезная процедура. Решение по гиюру выносит еврейский религиозный суд, бейс дин. В Беларуси такой инстанции нет. Ближайшие бейс дин на постсоветском пространстве находятся в Москве и Киеве. Этот суд не судит, а решает, насколько серьезно ваше намерение стать иудеем.

— И все-таки желательно, чтобы человек не торопился. Надо походить сюда, включиться в еврейскую жизнь, проникнуться ею, почувствовать себя частью большого целого, — отметил реб Довид.

Перейдем на личности

— Реб Довид, знаю, что вы минчанин. Воспитывались в обычной среде, учились в советской школе… Как пришли в религию?

— Это произошло в 2006 году — к моему огромному сожалению, очень поздно. Мама серьезно болела, мне посоветовали молиться за ее здоровье, я начал ходить в синагогу… В крови у каждого еврея есть некий посыл, сигнал, его нужно услышать самому. Либо услышать заставят обстоятельства, как это произошло в моем случае.

— Спросите реба Довида, чем он занимался раньше, — подсказывает рав Михоэль.

— Чем?

— Я был архитектором. Также у меня была вторая жизнь — в спорте, это таэквондо и кикбоксинг. Еще играл в КВН. Но обо всем этом не хочу говорить. Синагога стала моей судьбой, здесь я встретил свою жену Марию. В 2008 году у нас была хупа — заключение брака на небесах.

— То есть обряд бракосочетания по-еврейски? Расскажите подробнее.

— В прошлом году в Минске состоялось пять таких свадеб.

Хупа — это всегда очень ярко, интересно по форме и глубоко по содержанию. В той семье, которая была под хупой, присутствует Всевышний, такие семьи крепки. Обычно на свадьбу приглашают много гостей. В центре праздника находятся король-жених и королева-невеста, а гости, чтобы «запрограммировать» их на хорошую, безоблачную жизнь, должны веселиться как можно искреннее. Жених подписывает ктубу — брачное обязательство. Хупу ведет раввин… Впрочем, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.

За мужем

— В культовое учреждение ходят в основном молиться. А можно ли зайти в синагогу просто так, на экскурсию?

— Конечно, — отвечает реб Довид. — Любой человек может посмотреть, как у нас проходят службы, принять участие в молитве. Постороннему лучше прийти в будний день.

— Я приду на молитву, и меня, как женщину, посадят в отдельный закуток? Дискриминация…

— Да, женщины молятся за прозрачной ширмой позади мужчин. Это не дискриминация, а традиция, идущая из глубины веков: еврейский мужчина — защитник своей женщины. Он всегда впереди, принимает на себя любой удар, а жена — за его спиной, не просто замужем, а за мужем. Так и в синагоге: мужчины впереди, женщины сзади, за ширмой. Мужчины не видят женщин и не отвлекаются во время молитвы.

Еврейский квартал?

— Рав Михоэль, реб Довид, давайте помечтаем. Как бы вы отнеслись к тому, что на базе синагоги и общины «Бейс Исроэль» в Минске открылся еврейский квартал с туристическим уклоном, как, например, Йозефов в Праге?

— Сравнение с Прагой не совсем корректно. Настоящего, подлинного уголка старого еврейского Минска уже не найдешь, — рассуждает рав Михоэль. — Если речь идет о реконструкции — тогда это замечательно. Евреи еще раз вспомнили бы, как жили предки, не евреи открыли бы для себя много нового, а Минск получил бы еще одну достопримечательность,

изюминку.

Но нас сейчас больше волнует другое: в Минске нет еврейского кладбища. Вопрос о выделении участка сейчас находится в процессе обсуждения с чиновниками Мингорисполкома.

Это очень важная часть еврейской религиозной жизни — производить захоронения по еврейским традициям. Они несколько отличаются от традиций других конфессий. Проводы покойного тоже иные. От того, как молятся о покойном живые, как хранят о нем память, зависит, как он идет по ступеням того мира, куда мы его проводили.

И здесь нужен сертификат

— 15 апреля начнется «еврейская пасха» — песах, праздник в честь выхода евреев из египетского рабства…

— Мы готовимся к нему, — говорит рав Михоэль. — Непременная часть пасхального сейдера и вообще празднования песаха — маца. В Беларуси она не производится, так как для этого нужны специальные условия. Реб Довид занимается поиском производителя кошерной мацы за границей и организацией ее доставки в Минск, причем не только для членов общины, но и для всех желающих. В прошлом году мы раздали около 300 килограммов мацы. Это единственный вид хлеба, разрешенный евреям к употреблению в течение праздника песах.

— Уточню: маца бесплатная?

— Да, причем синагога на Даумана — не единственное место в городе, где раздают мацу.

— В одном из минских магазинов я видела коробочки с мацой и ценник. Эта маца «легитимная», настоящая? Или обычное съестное?

— Кошерная маца производится под жестким религиозным контролем. Если на упаковке мацы стоит штамп о соответствии кошерности, ее можно употреблять на песах.

…Наша беседа время от времени прерывалась: то к раввину, то к старшине общины приезжали люди, тут же решались дела. А потом все стали готовиться к молитве. В обеденном зале уже накрывали стол — после молитвы ожидался традиционный обед. Синагога произвела впечатление большого общего дома, где все — родственники, где двери не имеют запоров, а люди — высокомерия.

Внешне синагога мало чем напоминает культовое здание, впрочем, таковы многие синагоги мира. Здание старинное. В нем до революции была винокурня, в советское время — фабричное производство. Сейчас здание принадлежит Иудейскому религиозному объединению