Потребительский рынок

Если деньги уплатил – проверяй, что ты купил

06-01-01-21Что делать, если вам продали подгнивший картофель? Можно ли купить половину торта? На эти и другие вопросы отвечает председатель Минской городской организации Белорусского общества защиты потребителей Василий Паринов

06-01-01-21— Слышала, что некоторые продавцы перебивают сроки годности продукта. Доказать что-либо потом сложно. Можно ли с этим как-то бороться?

— Нам известны такие случаи. Сегодня курс основ потребительских знаний изучают даже школьники. В магазине пятиклассница взяла в руки йогурт и сразу определила нарушение: на срок годности йогурта был наклеен ценник. Магазин не только не может перебивать сроки годности, но и наносить на упаковку другую информацию. А просроченный товар должен быть снят с реализации.

Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества в упакованном виде. Причем дополнительная плата за обертку не взимается. Для этой цели в магазинах имеется запас пленки, бумаги или пергамента. Исключение составляют продовольственные товары, предварительно расфасованные продавцом в полиэтиленовые пакеты без герметичной упаковки: сыпучие, гранулированные, мелкоштучные. Покупатель вправе переложить продукты в свой пакет.

— Попросила взвесить 300 граммов печенья, однако работница прилавка отказала, сославшись на то, что вся сдоба расфасована по пакетам и минимальный вес — полкило. Но мне столько не надо! Может, просветите, как в таких случаях нужно поступать?

— Продавец поступила неправильно. По желанию покупателя в магазине должны взвешивать любое количество весового товара: даже одну сосиску или 100 граммов конфет.

Правило распространяется на торговые объекты любой формы собственности. Поэтому если на рынке захотелось купить всего одно яблоко, именно столько и требуйте.

— Коллега жаловалась: поздно вечером возвращалась с работы домой, решила зайти в кафе. Ее отказались обслужить, так как до закрытия оставалось примерно полчаса. Кто прав в ситуации?

— Вход посетителей в рестораны и кафе может быть прекращен за 30 минут до закрытия. В другие объекты общественного питания, например в столовые или бары, вход прекращается за 15 минут до окончания их работы. Если у вас уже приняли заказ, то обязаны обслужить и при этом не должны подгонять, дескать, ешьте быстрее, мы закрываемся.

— В продовольственном магазине пенсионерка хотела купить половину торта, но продавец отказалась разрезать кондитерское изделие. Директор магазина убеждал ее, что нарезка тортов не допускается. Так ли это?

— Нарезка тортов и продажа их частями допускается только в кафетериях при наличии соответствующих условий для их реализации.

— Мы с коллегой зашли в ресторан. Сделали заказ, через час выяснилось, что вход в это заведение платный. Должны ли мы платить за вход, если нас об этом не предупредили сразу?

— О платном входе администрация ресторана должна предупреждать заранее, например, соответствующей табличкой у входа. То же обязан сделать и официант. Если этого не произошло — клиент смело может отказаться платить. Кроме того, стоит оставить соответствующую запись в Книге замечаний и предложений.

— Приобрела в магазине конфеты. Дома обнаружила, что они просрочены. Примут ли продукт обратно, ведь коробка открыта и конфеты уже попробовали?

— Деньги вам обязаны вернуть, даже если нарушена целостность упаковки.

— А если говорить о тех консервах, которые продаются в отделе конфискованных вещей? В одном столичном магазине даже повесили табличку, уведомляющую о том, что конфискованный товар обмену и возврату не подлежит.

— К такому товару применяются все нормы, указанные в Законе «О защите прав потребителей». Единственное — покупатели должны быть уведомлены, что товар — конфискованный. Но он должен быть качественным. И если обнаружите дефект, смело возвращайте товар в магазин. Если же забыли взять чек или его попросту не выдали, то следует помнить, что отсутствие чека не является основанием для отказа продавца принять некачественный товар обратно. На ленте в кассовом аппарате хранится «памятная запись» о том, что вы совершили покупку.

Что делать, если продукт оказался, как говорится, с душком, а чек покупатель выбросил?

В этом случае нужно доказать, что покупка была сделана именно в этом магазине. Ссылайтесь на статью 19 Закона «О защите прав потребителей». В ней сказано: «Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта покупки товара могут использоваться свидетельские показания, элементы упаковочного материала (тары), на которых имеются отметки, подтверждающие, что покупка товара осуществлялась у данного продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на осуществление покупки товара у данного продавца».

— Купила в магазине сетку картофеля. Дома обнаружила, что он наполовину гнилой. На следующий день, когда зашла в магазин, сделала продавцу замечание. Та сказала, что на дворе зима, для хорошего картофеля сейчас не сезон.

— Не нужно было выбрасывать испорченный картофель. Следовало отобрать плохой продукт и вернуть его в магазин. Разницу в цене должны были выплатить. Также вы могли вернуть в магазин и всю сетку картофеля. Аргументы продавца в этом случае не обоснованы. Виновата администрация магазина, не организовавшая надлежащее хранение товара.

— В магазине купила банку тушенки. Вскрыла и ужаснулась — продукт покрыт плесенью. Со сроком годности все в порядке, поэтому в магазин обращаться не стала. Получается, в таких случаях виноват производитель? Ведь работник торговли не может заглянуть в каждую банку?

— У продавца должны быть все необходимые документы на товар, в том числе и сертификат качества. И за проданное он несет полную ответственность.

— На днях поступила жалоба на отвратительное качество салатов в общественных столовых. Куда жаловаться?

— Лучше попробовать разобраться на месте, не отходя от кассы: позвать технолога той же столовой или представителя администрации. Ведь состав блюда определен в рецептуре. Если дискуссия ни к чему не привела, можете позвонить в районный или городской центр гигиены и эпидемиологии и оставить заявку с указанием названия пункта общественного питания.

— Зачастую стоимость упаковки не входит в стоимость продукта. За полиэтиленовые пакеты с потребителя требуют плату, о чем покупатель узнает только в момент расчета. Разница в цене, на первый взгляд, небольшая. Но иногда именно эти триста рублей, если их не оказалось в кошельке, могут лишить радости от покупки.

— Потребитель приобретает товар в упакованном виде без взимания платы за упаковку, за исключением расфасованных товаров. Покупатель имеет право переложить продукты в свою тару. В данном случае вы можете оставить запись в Книге замечаний и предложений с просьбой в ценнике указывать стоимость не только товара, но и упаковки. Администрация магазина обязана учитывать все претензии и жалобы клиентов.

— И в завершение: что посоветуете потребителям?

— Быть грамотными. Не стесняйтесь указывать продавцу на просроченный товар. Ведь если не вы, то кто? Приобретая даже шариковую ручку или стержень, требуйте чек. Можете дома завести папку и складывайте эти документы туда, выбросить всегда успеете. Зато в случае необходимости чек защитит ваши права.

— Все мы знаем: конфликты лучше разрешать письменным способом. Ведь что написано пером… Будет что в суде предъявить. К тому же просьба предоставить Книгу замечаний и предложений оказывает волшебное воздействие: продавцы становятся вежливыми, официанты — улыбчивыми.

— Книга, именуемая в народе жалобной, помогает потребителям вести конструктивный диалог с администрацией предприятия при конфликтных ситуациях. Это цивилизованный путь разрешения споров между потребителями и продавцами товаров и услуг. К тому же нервы при таком способе выяснения отношений целее будут. Как показывает практика, в большинстве подобных случаев удается склонить стороны к решению возникших проблем мирным путем. Это выгодно и провинившимся — они возмещают ущерб потребителю, но экономят на штрафах, да и времени меньше тратят. Мы отправляем руководителям все необходимые разъяснения в письменном виде, растолковываем требования, которые предъявляются продавцам или исполнителям услуг. Если же это не помогает — прямая дорога в суд. И в разрешении судебных споров мы, разумеется, на стороне потребителя.

Руководитель должен рассмотреть замечание в течение 15 дней. Книгу замечаний и предложений должны выдать по первому требованию. В противном случае можете вызывать милицию, которая составит протокол об административном правонарушении.