Фотоальбом Евгения Коктыша

Борис Луценко: познать самого себя

10-01-01-23«Я так сформулировал бы задачу современного и театра, и любого вида искусства: помоги человеку познать самого себя», — объясняет народный артист Беларуси и один из самых известных режиссеров страны Борис Луценко. Этим он руководствуется и сам, ставя каждый свой спектакль

10-01-02-23Детство народного артиста Беларуси Бориса Ивановича Луценко пришлось на военное время — он родился в 1937 году в российском городе Майкопе Краснодарского края.

— Тяжелое было время, недоедали, недосыпали… — вспоминает режиссер, отец которого ушел на фронт и не вернулся. — Мама всю жизнь ждала папу и не верила, что он погиб. Все время повторяла: он вернется…

После войны они остались втроем: мать, Борис и его брат. А едва окончив школу, будущий режиссер и актер уехал в Ростов-на-Дону учиться в железнодорожном техникуме. Эта дорога удивительным образом привела его… в театр, а потом и в кино.

 

 

10-01-05-23— Недалеко от техникума в Доме культуры был народный театр. Руководил им Роман Константинович Гутовский. Меня приняли в этот театр и сразу дали главную роль в спектакле «Взрослые дети», — вспоминает Борис Иванович. — Так случилось, что постановку посмотрел ассистент режиссера Александра Иванова, который снимал фильм «Солдаты» по книге Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». А уже через неделю получаю потрясающее письмо, что мы с моим другом утверждены на эпизодические роли молодых офицеров и нас приглашают на съемки на станцию Кавказская. Можете представить мое состояние. Проезд, суточные нам гарантируют да еще и за съемки заплатят. Мы со Славой Перовым купили билеты, вскочили в вагон. Приезжаем на Кавказскую. Нас встретили, поселили в гостиницу, дали сценарий. Мы прочитали… Волнуемся. И тут появляется Виктор Некрасов. Вместе с ним отправились к режиссеру. На следующий день были съемки. Тогда же познакомились с Всеволодом Сафоновым, мы снимались с ним в одном эпизоде. К сожалению, Иннокентия Смоктуновского на съемках не застали. А потом была премьера фильма в Ленинграде, и в титрах значилась моя фамилия — «в эпизодах… Борис Луценко», и я видел себя на экране. Был очень горд.

10-01-04-23Получив профессию машиниста тепловоза, Борис Иванович из Ростова-на-Дону отправился в Минск — поступать в Белорусский государственный театрально-художественный институт (курс заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь В.А. Маланкина). После окончания вуза Луценко стал режиссером Национального академического театра имени Я. Купалы, а через шесть лет возглавил Государственный русский драматический театр Беларуси — те годы до сих пор называют золотым периодом Русского театра. Именно там Луценко один за другим создал три шедевра, ставших классикой белорусского театрального искусства: «Макбет» Шекспира (1974) был признан одной из лучших в мире постановок этой пьесы и получил Гран-при на фестивале в Штутгарте, спектакль «Трехгрошовая опера» Брехта (1976) пользовался огромной популярностью у зрителей, постановка «Трагедия человека» Мадача (1979) получила Гран-при на фестивале венгерской драматургии.

Читайте также:  Наш Машеров

Луценко не скрывает: театр всегда занимал главное место в его жизни и мыслях. В интервью он часто жалеет, что жизнь — не сцена с актерами:

10-01-03-23— Если бы в жизни все было, как в театре! Ведь что происходит на сцене? Герои пьесы убивают, врут, крадут, насилуют, хамят и ссорятся, но в конце спектакля смертельные враги, убийцы и их жертвы, обманщики и обманутые, сошедшие в могилу и их могильщики вдруг оживают и, взявшись за руки, выходят на сцену, дарят зрителям улыбки и поклоны. Вот и я мечтаю, чтобы однажды вдруг восстали из мертвых погибшие на войне солдаты, невинно убитые дети, старики, женщины. Чтобы политические противники и руководители воюющих государств помирились и, взявшись за руки, вышли на поклон к людям, а ссорящиеся супруги всего мира нежно поцеловались. Но, увы, такое возможно только в театре.

Свое видение мира и человека в нем ведущий белорусский режиссер в каждом спектакле представляет зрителю, приглашая того к размышлениям. Именно поэтому постановки Луценко критики характеризуют как умные, тонкие, глубоко философские.

10-01-06-23— В своих постановках ищу ответы на вечные вопросы, — объясняет режиссер. — Хочу, чтобы человек, посмотревший мой спектакль, не просто сказал, что постановка хорошая, с богатыми декорациями и костюмами, а чтобы она заставила зрителя думать, размышлять.

В Беларуси и за рубежом Борис Луценко поставил более сотни спектаклей. Многие из них называли событиями в театральной жизни, о них писали восторженные отзывы. Сам же Луценко в оценке своей работы куда более скромен:

— Мне когда-то довелось отдыхать в Паланге в одно время с великим Товстоноговым. Мы часто и подолгу беседовали с ним о театре. Я спросил у Георгия Александровича: «Сколько у вас, по вашему мнению, спектаклей самых-самых»? Он ответил: «Три». Я покраснел. Потому что в то время своих лучших спектаклей называл больше… А мастер высочайшего класса Товстоногов — только три…Теперь его понимаю… (Долго молчит.) Я назвал бы два: «Макбет» Шекспира и первую постановку «Трехгрошовой оперы» Брехта. И, пожалуй, «Ревизор» Гоголя. Относительно недавно начал понимать: смысл жизни человека не в том, чтобы ставить спектакли, получать лестные отзывы, работать, отдыхать, наслаждаться жизнью. А в том, чтобы оставить после себя нечто нематериальное, что не сотрется временем.

В 1995 году Борису Ивановичу Луценко присвоено почетное звание «Народный артист Беларуси», он является заслуженным деятелем искусств БССР (1975), лауреатом Специальной премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» (1997), академиком Международной Академии театра (2002), обладателем медали Союзного государства «За сотрудничество» (2011), членом правления Белорусского союза театральных деятелей. Борис Луценко один из самых ярких, известных и уважаемых режиссеров Республики Беларусь.