Образование

06-01-01-27Во французской стороне, на чужой планете… Сменить родные пенаты на чужие углы, да еще за рубежом, иногда оказывается полезно, дабы понять, чего же ты хочешь от жизни

06-01-01-27Когда еще, как не в студенчестве, срываться с насиженного места и мчаться за тысячи километров от дома? Причем не на неделю в турпоездку, а на несколько месяцев, а то и год. Не обремененные семейными и карьерными обязательствами, студенты сегодня практически не знают границ в перемещении. Как говорится, было бы желание. Стоит ли игра свеч и что за фрукт такой — академическая мобильность, рассказывает начальник отдела международных программ и проектов управления международных связей Белорусского государственного университета Александр Рытов:

— Определенно — стоит! Сегодня молодым специалистам для успешной карьеры требуются не только знания и навыки в своей профессии, но и владение иностранными языками, а также способность контактировать с представителями различных культур. Опыт учебы за границей, как правило, отражен в резюме и значительно повышает шансы выпускников на удачное трудоустройство. Одно дело просто поучаствовать в международной конференции. И совсем другое — некоторое время пожить за рубежом, в другой культурной среде.

За последний год для обучения и участия в различных мероприятиях от БГУ выехали за границу 764 человека. Из них 433 — для обучения по обмену (1 докторант, 14 аспирантов, 27 магистрантов, 391 студент).

— Это не чревато утечкой мозгов?

— Отнюдь. Любая программа имеет четкий срок, по окончании которого студенты обязаны покинуть страну и вернуться на родину. Другое дело, что полученные знания впоследствии сослужат им хорошую службу: выпускники оказываются более конкурентоспособными на рынке труда. В Беларуси то и дело открываются филиалы и представительства крупных транснациональных компаний и корпораций, поэтому такие специалисты становятся особенно востребованными. Не случайно, к примеру, Европейским Союзом к 2020 году запланировано довести долю выпускников вузов, которые прошли обучение за рубежом, до 20 процентов.

Программа перспективного развития, принятая в БГУ на 2011-2015 годы, также направлена на постепенное увеличение международных студенческих обменов. Она включает прямое межвузовское сотрудничество, активное участие в проектах — развитие так называемой академической мобильности.

— Как в университете помогают студентам подыскать интересную программу?

— Белгосуниверситет располагает большой сетью зарубежных партнеров (более 300). Для студентов формируется база данных международных программ, стипендий и грантов. Информация размещена на сайте БГУ и официальной страничке в социальной сети Facebook.

— Студентам оказывают теплый прием или все-таки приходится рассчитывать на себя?

— Принимающая сторона обеспечивает так называемые support services — службы поддерж­ки. Они помогают студентам приспособиться к местным условиям и культурной среде, психологически справиться с ностальгией.

Как показывает практика, наши студенты легко адаптируются за рубежом в бытовом плане, однако испытывают сложности с оформлением различных документов.

— Принципы обучения отличаются от наших?

— Во-первых, студенты в западноевропейских вузах более ориентированы на самостоятельные занятия. Знания носят практический характер. У преподавателей и обучающихся мало контактного времени.

Во-вторых, студенты сами выбирают предметы, которые хотели бы постигать в вузе. Все учебные программы пишутся исходя из того, что специалист должен уметь. В этом смысле показателен такой случай: один наш студент проучился год в университете в Бордо. Однако первую сессию не сдал: ожидал, что нужно будет отвечать на теоретические вопросы, да не тут-то было. На экзамене студенты получали практические задания, которые нужно было решить, используя знания, полученные за семестр. В итоге парень мобилизовался, сдал сессию, получил диплом во французском университете и вернулся на родину с четким представлением, какой он видит свою карьеру.

— Как юноши и девушки по возвращении наверстывают разницу в учебных планах?

— При составлении учебного плана рекомендуем выбирать в зарубежном вузе предметы, которые есть в белорусской программе. Если не получается, студенты по возвращении сдают разницу экстерном.

Основные требования к конкурсантам

— Достаточный уровень предыдущего образования (для обучения на уровне магистратуры это, например, последний курс университета).

— Владение иностранным языком на уровне B2 — Upper Intermediate по европейской классификации, то есть выше среднего.

— Высокая мотивация, или способность доказать связь зарубежной стажировки с будущей карьерой в Беларуси. Здесь очень важно заручиться рекомендациями от научных руководителей или перспективных работодателей, готовых принять будущего специалиста после окончания зарубежной стажировки.

________________________________________________

 

06-01-02-27С родины саамов

Екатерина Маслакова — магистрант факультета философии и социальных наук БГУ. Учится по программе обмена в университете города Хельсинки:

— Участвую в программе Basercan, в рамках которой белорусские студенты могут пройти 3-месячную стажировку в Хельсинкском университете. Узнала о ней на официальной странице отдела международных программ БГУ на Facebook. Отмечу, это не первый мой опыт участия в международных программах. В 2011-2012 годах в течение одного семестра училась в Вильнюсском университете, также участвовала в осенней школе в Грузии в 2013 году. Конечно, не каждый раз, когда подаешь документы для участия, тебя выбирают. Так что количество попыток значительно превышает число положительных ответов. Перечень документов всегда примерно одинаков: мотивация, рекомендации, формальные документы касательно области специализации и успеваемости. Вообще, со стороны Белгосуниверситета и принимающих стран белорусским студентам предлагаются довольно большие возможности для участия в международных программах, однако желающих, как ни странно, не так уж много.

Один из необходимых документов для участия в программе — учебный план, который студент самостоятельно составляет до подачи документов. Учебный план можно менять, и обычно университет ожидает, что студент наберет не менее 30 кредитов за семестр (примерно 6 предметов).

Основное отличие финской системы образования, как, впрочем, и всей европейской от белорусской — студент самостоятельно выбирает предметы. Тут, на мой взгляд, есть как достоинства, так и недостатки. Студент осознанно выбирает то, что ему пригодится в будущем, и это, конечно, плюс. Однако как минус — высокая вероятность того, что образование получится односторонним.

06-01-03-27Форма занятий в Хельсинкском университете привычная — лекции и семинары. А вот итоговая отчетность иная: в Хельсинки, как и в Вильнюсе, большую часть экзаменов я сдаю в форме эссе. Лично мне такой подход очень симпатичен, он позволяет студенту творчески подходить к заданию, вырабатывать навыки анализа и получения знаний из разных областей. Конечно, подобная форма отчетности в основном подходит для студентов-гуманитариев.

Хельсинки — небольшой город. Освоилась в нем достаточно быстро, за неделю. Огромное достоинство международных программ — возможность познакомиться со студентами со всего земного шара. Например, я делю комнату с итальянкой, на занятиях общаюсь с ребятами из Германии, Франции, Египта, Кении, США и других стран. И, конечно, с финнами.