Календарь

«»
Март 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Популярное в номере

AIST принес

Почти 70 лет в нашей столице существует мотовелозавод. Что сейчас производят в его цехах, как прадедушка Харли-Дэвидсона породил легендарных белорусских железных коней и почему во Вьетнаме поклоняются мотоциклу «Минск», узнал наш корреспондент

15-01-02-29Вчера

В декабре 1945 года на железнодорожную станцию «Восточная» в Минск прибыл первый эшелон с оборудованием, вывезенным с завода DKW города Цшопау (Германия). Будущее ОАО «Мотовело» планировали разместить на месте двух полуразрушенных за время войны корпусов фурнитурной фабрики, которые располагались на нынешнем Партизанском проспекте. Бывшие солдаты и партизаны расчищали завалы. Многие жили прямо здесь — в бытовках.

В мае 1946 года открылся цех Минского мотоциклетно-велосипедного завода (ММВЗ), где запустили производство деталей. Когда же создавали первый байк, случился казус: на предприятии не оказалось резины для камер и покрышек. Решили собрать двухколесный без них. В качестве теста мастер-сборщик Зайцев проехал перед своими руководителями на голых ободьях. Чем поразил всех и доказал, что конструкция велосипеда очень надежная. В итоге уже в июне

1947-го завод вывел первую десятку транспортных средств на Могилевское шоссе для испытания. Дебют прошел с успехом, и в этом же году их начали производить массово. Серия называлась B-16.

Тогда велосипеды производили по немецким чертежам, и в этом не было ничего удивительного. Дело в том, что предприятия, которые производили вооружение для вермахта, подлежали демонтажу. Благодаря этому СССР, Великобритания и США получили не только немецкие станки, но и их новейшие разработки, и даже нескольких специалистов. Как пример, чертежи немецкого мотоцикла DKW RT 125 были взяты за основу при создании Харли-Дэвидсона Hummer (1959-1960) и советского «Москва» М1А. Последний несколько лет собирали в Златоглавой, а в 1951 году производство перенесли к нам. Наследниками этой машины стали легкие 125-кубовые мотоциклы марки «Минск».

В 1951 году белорусы внед­рили собственные разработки и сконструировали для них необходимые приспособления и станки. Становилось все больше конвейеров, на которых сырье практически без участия человека превращалось в готовое изделие. Некоторые изобретения тех лет были запатентованы в США, ФРГ, Англии, Франции, Италии и других странах.

На ММВЗ постоянно разрабатывали новые модели как велосипедов, так и мотоциклов. К сожалению, не всем из них суждено было попасть в производство. Так, среди нереализованных проектов 1960-1970-х годов можно найти двухколесные, напоминающие по форме космические корабли, летящих чаек.

Минские мотоциклы активно использовались спортсменами, преимущественно в мотокроссе и кольцевых гонках. Первый кроссовый «Минск ­М-201К» и эндуро «М-201М» были созданы в 1956 году. Три образца первого шоссейно-кольцевого ШК-125 с рекордным для того времени 23-сильным двигателем произвели в 1961 году.

Сегодня

15-01-03-29Разработки советских конструкторов принесли марке «Минск» мировую славу — изделия поставляли в 45 стран. Причем надежность и неприхотливость белорусской мототехники сделали ее культовой в некоторых государствах. Как пример, вьетнамский фан-клуб мотоциклистов «Минск» с 1988 года проводит сборы поклонников этой марки. В слетах ежегодно участвуют более тысячи человек. В начале 1990-х вьетнамцы просто штурмовали «Мотовело». Складывалось впечатление, будто 9 из 10 белорусских железных коней уходят к ним.

Немалым успехом пользовались и продолжают пользоваться велосипеды минского завода. С начала создания В-16 «Мотовело» продал свыше 55 миллионов двухколесных в более 40 стран. Причем среди них не только современные спортивные байки, но и классические, похожие на те, что производились еще в Советском Союзе.

Так, новый AIST 28-130 с первого взгляда сложно отличить от B-16.

— У современного рама намного ниже и удобнее, — поясняет начальник конструкторского бюро велосипедов ОАО «Мотовело» Михаил Радкевич. — Также советские в основном имели паяные рамы, а AIST 28-130 — сварные. Благодаря этому стоимость производства снизилась. В итоге у нас получается доступное всем потребителям транспортное средство.

То, что классика никогда не выйдет из моды, подтверждают и мотоциклы предприятия. Как пример — M1NSK М4 200. Его проектировал победитель World Championship Of Custom Bike Building (чемпионат мира по созданию мотоциклов) Юрий Шиф.

15-01-04-29— Хорошая вещь не обязательно должна быть вычурной, с какой-то претензией, — рассказывает Юрий, — а просто индивидуальной. M1NSK М4 200 сделан в стиле неоклассик, то есть вечных ценностей. Это образ классических традиций — таких вот железных, надежных мотоциклов.

В то же время на заводе сейчас производят машины нового поколения, которые не имеют ничего общего с прежними моделями, ведущими родословную от DKW. Таким можно считать уличный М1NSK R250. Это детище СЗАО «Мотоциклетная компания Минск-Мото» и британской компании Megelli способно за считанные секунды разогнаться до 160 километров в час.

На съемках программы Top Gear Vietnam Special Ричард Хаммонд управлял мотоциклом «Минск».

Современные трековые модели AIST также сложно сравнивать с предками. В 2012 году такие двухколесные поставили в Федерацию велоспорта России. В том же году белорусские спортсменки выступили на них на Олимпиаде в Лондоне. Сейчас трековые модели AIST используют ведущие гонщицы Беларуси, а также спортсмены из Индии.

Завтра

В лаборатории новой техники СЗАО «Мотоциклетная компания Минск-Мото» конструкторы продолжают работать над созданием очередных шедевров. Причем думают здесь не только о дизайне продукции, но и о влиянии выхлопов на окружающую среду. Потому в 2011 году на нашем рынке появился новичок. Речь идет об электроскутере Upa-Upa. Работает этот компактный транспорт от аккумулятора, заряда которого хватает на 50 километров, а скорость развивает до 50 километров в час и заправляется от обычной комнатной розетки.

Интересно, что «Мотовело» теперь также развивает производство сельхозтехники. В его дочернем предприятии ЗАО «МВЗ Техно» есть полный спектр машин для производства картофеля. Среди которых техника для подготовки почвы (гребнеобразователи, глубокорыхлитель) и уборки картофеля (ботво­удалители, комбайны для уборки корнеплодов). Освоен перечень агрегатов для комплектации машинных залов картофелехранилищ (бункеры, ленточные элеваторы, дозатор весовой, вентиляционные системы).

14.03.2014 ,

Материалы номера