Человек и его время

Хранительница «Абярога»

13-01-01-36Музыка ее оберегает, а она заботится о музыке. Поэтому и название своему цимбальному оркестру Елена Авраменко выбрала соответствующее — «Абярог»

13-01-02-36Елена Авраменко с отличием окончила Белорусскую государственную академию музыки и получила специальность «Преподаватель по классу цимбал. Руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов».

В 2013 году образцовому цимбальному оркестру «Абярог» исполнилось 20 лет.

На что способны белорусские цимбалы и почему всем людям желательно научиться играть на музыкальных инструментах, говорим с магистром искусств, преподавателем специальных дисциплин гимназии-колледжа искусств имени И.О. Ахремчика, руководителем образцового цимбального оркестра «Абярог» Еленой Авраменко.

— Помните свое знакомство с цимбалами? Какие чувства тогда пережили?

— Я была второклассницей, когда наша семья переехала жить в Серебрянку. В 102-й школе, куда меня привели родители, предложили заниматься цимбалами, а я к тому времени уже год играла на фортепиано. Помню, расплакалась и заявила: ни за что не сяду за цимбалы. В 4-м классе все же пришлось пойти в эту школу… Так после трех лет занятий на фортепиано стала обучаться игре на цимбалах. Наверное, это была моя судьба.

— Сложно было перестроиться?

— Пригодилась общая музыкальная подготовка: ноты знала, играла двумя руками. Легче, чем начинать с нуля. Я была отличницей, во всем хотела достичь совершенства. В 7-м классе так увлеклась игрой на цимбалах, что даже решила связать свою жизнь с этим инструментом. Решение поступать в Минское музыкальное училище вызвало шок у семьи: разве может отличница идти в училище? Да и в школе не хотели отпускать. Родители специально отвезли меня летом подальше от Минска, в Брестскую область, но я вернулась, сдала экзамены и поступила в училище.

13-01-03-36— Пришлось делать выбор: стать педагогом или исполнителем?

— Была и тем, и другим. Больше 20 лет играла в фольклорном этно­графическом ансамбле «Неруш» Белорусского государственного университета. С этим коллективом объехала много стран. С 3-го курса академии музыки стала активно заниматься концертной деятельностью и одновременно преподавать в гимназии-колледже искусств имени И.О. Ахремчика. А еще участвовала в записи музыки к белорусско-польскому проекту «Седая легенда» по произведениям Владимира Короткевича. Цимбалы там имитировали кобзу и цитру.

— Цимбалы могут имитировать другие инструменты?

— Почти любой щипковый: кобзу, цитру, бандуру, гусли. Существует легенда, что принцип конструкции рояля, когда молоточки стучат по струнам, был придуман после того, как люди услышали и увидели цимбалы. Можно сказать, цимбалы — прародитель фортепиано.

В 2000 году оркестр «Абярог» получил звание образцового. Коллектив — победитель различных международных фестивалей и конкурсов.

— В нашей стране принято считать, что цимбалы — белорусский национальный инструмент. Но такой же инструмент есть и в Европе, и на Востоке…

— Цимбалы — международный струнный ударный музыкальный инструмент. Корпус их имеет плоскую, трапециевидную форму с натянутыми струнами. Звук извлекают с помощью деревянных молоточков. Например, на венгерских цимбалах играют не только в Венгрии, но и в Словакии, Чехии, Молдове, Румынии, Украине. Эти инструменты имеют демп­фер — педальное устройство, которое приглушает звук. Есть еще восточные разновидности цимбал. Но таких, как в Беларуси, нет нигде. Наши цимбалы издают сонорный звук, в них нет демпфера, и мы заглушаем звук руками. Свои молоточки обшиваем кожей, чтобы звучание было мягче.

— Из-за того что инструмент народный, многие думают, что на нем только гопаки да польки можно играть…

— Есть такое предубеждение. В филармонии мы давали большой концерт по случаю 20-летия оркестра «Абярог». Я старалась на него пригласить тех людей, которые, может, никогда и не слышали цимбалы. После выступления коллектив получил много восторженных отзывов. Слушатели признались, что они не могли даже представить, на что способен этот инструмент!

Читайте также:  В сериальных сетях

— Создать свой оркестр, думаю, мечта многих педагогов-музыкантов. Как вам удалось?

— Жизнь заставила (смеется). В колледже появилась специальность «Дирижирование», студентам нужно было с кем-то репетировать, сдавать экзамены. Потребовался оркестр. Решили включить в его состав все разновидности цимбал (приму, альта-тенор, бас), скрипку, виолончель, контрабас, арфу. А также духовые — флейту, гобой, кларнет.

— Как родилось название «Абярог»?

— Сидела в кабинете белорусского языка и думала, как назвать оркестр. Увидела карточки с редкими словами, среди них было и «абярог». Сразу поняла: оно очень подходит. Нас нередко называют талисманом белорусской музыки. В нынешнем году организовали цимбальный ансамбль педагогов в колледже и придумали созвучное название — «Берагіні».

В основе оркестра «Абярог» — содружество цимбал и скрипок, что придает звучанию неповторимый самобытный колорит.

— Кого принимаете в оркестр?

— По учебному плану в оркестр принимаем с 7-го класса. Но сейчас не так много детей в колледже, поэтому берем и с 6-го, и даже две четвероклассницы есть. Списочный состав — 35 человек.

Наш коллектив уникален тем, что произведения ребята исполняют наизусть. А поскольку они не привязаны к нотам, могут играть раскрепощенно, выразительно, ярко и получать удовольствие от исполнения. Публика отмечает: дети музицируют с прекрасным настроением, искренне улыбаются и даже подтанцовывают.

— Чем радуете слушателей?

— В репертуаре — произведения различных эпох, стилей и форм, начиная от «Дивертисмента» Матея Радзивилла и заканчивая вальсом из кинофильма «Доктор Живаго» Мориса Жарра. Очень хорошо звучит белорусская старинная народная музыка, также играем популярные мелодии народов мира. Ни один наш концерт не обходится без «Белорусских танцев» и «На вяселлі» Иосифа Жиновича, фантазии на тему «Полацкага сшытка» Сергея Хмелевского. Благодаря современным аранжировкам оркестр звучит самобытно и неординарно.

Цимбалы — особый инструмент, играя на нем, дети приобщаются к отечественной культуре, проникаются любовью к Родине, уважением к своим корням.

— Где минчане могут вас услышать, увидеть?

— Периодически выступаем в филармонии, в концертном зале «Верхний город». Нас часто приглашают на книжную ярмарку, которая проходит в апреле, на различные городские праздники.

— Все мои друзья, окончившие музыкальную школу, став мамами и папами, не хотят, чтобы их дети учились играть. Говорят: не хотим отнимать у них радость детства. Почему так?

— Думаю, этим людям просто не повезло с педагогами. Каждый ребенок должен приобщиться к музыке. Потому что это развивает творческую фантазию, мелкую моторику рук, дает возможность по-новому взглянуть на мир. Дети, которые занимались музыкой, душевнее, менее агрессивные. В Японии, например, если ты не имеешь начального музыкального образования, тебя не возьмут на руководящие должности.

— Дети сейчас охотно идут обучаться игре на цимбалах?

— В музыкальных школах города цимбалы востребованы. Это зрелищный инструмент, руки очень красиво двигаются во время игры. Его несложно приобрести, и в любой квартире местечко для цимбал найдется. Даже если ребенок не станет впоследствии профессиональным музыкантом, навыки владения инструментом ему пригодятся. Например, в БГУИР я руковожу ансамблем цимбалистов «Перезвоны». Нередко студенты и во время сессии приходят, поиграют часок и говорят: вот теперь получилась полная «очистка файлов», можно к экзамену по физике готовиться. Они — будущие компьютерщики, а музыка — лишь хобби, но благодаря ей жизнь становится богаче. Знают, чем заняться в свободное время, развивают свои артистические способности.