Армия моя С праздником!

Команда «Воздух!»

08-01-01-41Нашему корреспонденту представилась уникальная возможность увидеть в деле новейшую систему управления силами и средствами ВВС и войск ПВО. Летные испытания проводились на борту Ил-76

08-01-02-41На взлет

В Мачулищи, где дожидался борт, мы прибыли к самой отправке. Небольшую группу гражданских пассажиров по-хозяйски радушно встретил командир 50-й смешанной авиационной базы полковник Андрей Лукьянович, он же командир экипажа могучего лайнера, и предложил подняться на борт, занять места.

Несколько минут приготовлений, и мы выруливаем на взлетную полосу. На часах 9.15. Стремительный разгон и — взлет! Набираем высоту 2.600 метров, скорость полета — 100 метров в секунду.

Нам видно все

Офицеры поясняют для нас информацию, поступающую на огромный экран. По словам начальника отдела применения и развития системы управления Главного штаба ВВС и войск ПВО полковника Валерия Свиридо, на цифровую электронную карту выводится информация о воздушной и наземной обстановке, на ней показаны не только географические объекты — реки, озера, населенные пункты, но и военные аэродромы, места дислокации подраз­делений зенитных ракетных, а также радиотехнических войск. А вот синие пунк­тирные линии указывают курс 18 воздушных судов, которые в настоящий момент одновременно с нами находятся в небе. Причем курсоры не стоят на месте, а движутся. И задача военных — следить за тем, чтобы цели следовали по заданному маршруту.

— Вначале средства радио­электронной разведки радиотехнических войск обнаруживают воздушные объекты над территорией Беларуси и за ее пределами, — объясняет Валерий Свиридо. — Затем информация с земли поступает по специальным каналам связи на борт нашего самолета, ставшего на время командным пунктом. После обработки полученных данных мы видим обстановку в воздухе в режиме реального времени. При необходимости сможем отсюда управлять зенитными ракетными комплексами. В том числе С-300.

08-01-03-41Я свой

По легенде у нашего судна вы­шла из строя навигационная аппаратура. Просим помощи с земли. В Барановичах поднят в небо дежурный истребитель МиГ-29, который должен присоединиться к нам. За его полетом следим по монитору. А заодно и оцениваем расстояние между судами: 52 километра, еще несколько минут — и уже 20… Смотрим в иллюминатор, ожидая появления нашего спасителя. А вот и он — красавец истребитель. Совсем рядом летит.

После посадки в Барановичах заместитель командира авиационного звена 61-й истребительной авиационной базы майор Александр Третьяков расскажет, как по команде «Воздух!» он в считанные минуты поднялся в небо на МиГ-29. Обнаружил наш самолет, связался с командиром экипажа.

— С командного пункта мне поставили задачу вывести

Ил-76 ­на аэродром посадки в Барановичах, — пояснил военный летчик. — С задачей справился успешно. Ведь раньше в ходе тренировок нам доводилось сопровождать и принуждать к посадке самолеты, имитирующие нарушителей.

Читайте также:  Стало им 16

Ежедневно на боевом дежурстве по противовоздушной обороне задействовано более 500 военнослужащих и лиц гражданского персонала. За сутки в небе над страной они отслеживают полет около 1.300 воздушных судов.

08-01-04-41Вам — «отлично»

На аэродроме в Барановичах нас встретил командир 61-й истребительной авиационной базы полковник Александр Потехин.

— Задачу дежурный боевой расчет выполнил качественно, в установленные сроки и с оценкой «отлично». Меры безопасности не нарушены, — сообщил командир базы. — В небе над страной мы ежедневно наблюдаем немалое количество гражданских лайнеров, и наша задача — обеспечить безопасность полетов. А ситуации могут быть разные: от отказа навигации до нарушений использования воздушного пространства. В прошлом году зафиксировали два таких случая, однако в воздух истребители не поднимали — тогда в этом не было необходимости. Мы готовы выполнить любые задачи. Ночью или днем, в любых погодных условиях по информации радиотехнических войск окажем помощь воздушному судну, которое по каким-либо причинам отклонилось от заданного маршрута.

Для авиаторов жизнь без полетов просто немыслима. По словам Александра Потехина, в этом году летчики-истребители по плану должны налетать не менее 80 часов. Этого, по мнению командира авиабазы, достаточно, чтобы выполнять боевые задачи уверенно, профессионально и безопасно. Совместное патрулирование с коллегами из Российской Федерации дает дополнительный опыт.

— Насколько быстро мы реагируем на команду «Воздух!»? Вы даже не успеете выпить чашечку кофе, как истребители уже поднимутся в небо, — заверил офицер.

Домой

Обратно в Мачулищи нас доставил тот же Ил-76. Дорога домой, показалось, заняла гораздо меньше времени. Успешно приземлившись, мы не мог­ли не поблагодарить опытного командира экипажа. К слову, общий налет авиатора достиг 2.200 часов!

— Летаю на одном из самых крупных военно-транспортных самолетов, — рассказал полковник Андрей Лукьянович. — Воздушное судно способно перевозить до 50 тонн грузов и боевой техники, 225 военнослужащих, десантировать 136 парашютистов, выполнять полеты по международным воздушным линиям. Не раз участвовали в совместных учениях в Российской Федерации и Казахстане. В прошлом году побывали в Китае. Это был один из самых дальних наших перелетов.

08-01-05-41Олег Двигалев, командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны, генерал-майор:

— Сегодня на вооружении ВВС и войск ПВО находятся комплексы средств автоматизированного управления белорусского производства «Бор», «Поляна-РБ», «Неман», «Спрут», «Риф-Р». Ожидаем поставку учебно-боевых самолетов Як-130. Три батареи нового для белорусской армии зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2» поступили на вооружение 120-й зенитной ракетной бригады. Завершаем согласование с Российской Федерацией о поставке дополнительно четырех зенитных ракетных дивизионов С-300. Комплексы способны одновременно вести огонь по шести целям на дальности до 70 километров.