Потребительский клуб

Отвянь, моя отрада

14.1.2.52   Срезанная роза завяла на второй день после покупки. Удастся ли покупателю вернуть денежки? 

14.1.2.52Егор решил порадовать жену — купил ей живую розу. Продавец заверила: цветок простоит неделю, однако пунцовая красавица завяла на следующий день. Егор обратился в магазин, но директор только руками развела: цветы обмену и возврату не подлежат. Да еще и нахамила: сам виноват — не в ту воду поставил.

— Но это же обман! — пожаловался Егор в редакцию «МК». — Дело не в 35 тысячах рублей, а в испорченном настрое­нии.

За комментарием мы обратились к заместителю начальника отдела по контролю за 14.1.1.52рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома Владимиру Пучику.

— 35 тысяч за цветок сомнительного качества — не много ли? Можно неплохо нажиться, продав таких роз штук 10 за день…

— О крупной наживе тут речи быть не может. В статье № 257 Уголовного кодекса Республики Беларусь четко прописано, что такое обман потребителей в значительном размере: когда размер наживы продавца превышает половину размера базовой величины, установленного на день совершения преступления, — поясняет Владимир Самуилович. — Сегодня базовая составляет 150 тысяч рублей, делим на два и получаем 75 тысяч.

— Но ведь Егору продали некачественный цветок.

— Нет, скорее предоставили недостоверную информацию. Статья № 7 Закона «О защите прав потребителей» гласит: продавец обязан предоставлять потребителю полную и достоверную информацию об эффективном и безопасном использовании товара. Сведения должны быть размещены в «Уголке потребителя» либо представлены в виде листовок, памяток, вкладышей, этикеток.

— А если потребитель сам виноват, например, поставил розу в горячую воду?

— Чтобы доказать это, продавцу необходимо провести экспертизу предоставленной информации. Эксперт разберется в состоянии цветка и определит, действительно ли он мог сохранять свой первоначальный вид на протяжении 10 дней. Возможно, он останется свежим на протяжении указанного времени, но только при соблюдении определенных условий, о которых продавец обязан известить покупателя. Например, цветок нужно ставить в подслащенную воду или как-то по-особенному подрезать стебель. Закон предполагает отсутствие у потребителя специальных знаний о свойствах и характеристиках товара.

— Если продавец предоставил достоверную информацию в письменном виде, например, разместил в «Уголке потребителя» правила «эксплуатации» роз, тогда к нему не может быть никаких претензий?

— В таком случае покупатель розы будет виноват сам, потому как не соблюдал предписания 14.1.5.52по уходу за цветком, и деньги ему не вернут.

Но если в цветочном магазине не была предоставлена возможность получить необходимую достоверную информацию о товаре, покупатель вправе потребовать от продавца расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы (статья 16. Гражданско-правовая ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»).

— Продавец сказала, что роза не подлежит обмену. Это действительно так?

— Качественные цветы действительно входят в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату (постановление № 708 Совета Министров Республики Беларусь). Но в случае Егора деньги вернуть можно. Если бы он решил сдать розу только потому, что нашел в другом магазине дешевле, то ему бы отказали и поступили бы правомерно.

14.1.4.52Когда юкке каюк

Корреспондент решила проверить, как продавцы цветов соблюдают Закон «О защите прав потребителей»

Помню, получила в подарок вечнозеленую юкку, но как ухаживать за ней, не знала. Искать информацию поленилась, о чем позже пожалела. Каждый день щедро поливала растение, а спустя месяц оно погибло… Из ствола, когда обрезала, вылилось почти пол-литра воды. Оказалось, юкка не любит чрезмерного полива. Ее достаточно поливать один раз в 8 дней.

Решила купить новую юкку и непременно с сопроводительным буклетом. Зашла в ближайший к дому цветочный магазин. Глаза разбежались от представленного ассортимента: шикарные хризантемы, розы, тюльпаны, экзотические растения в кадушках. «Уголка потребителя», где могла бы быть размещена необходимая информация о цветах, в магазине я не нашла. Моя просьба выдать сопроводительную листовку при покупке юкки вызвала у продавца недоумение.

— В цветочных магазинах не бывает листовок, — отрезала продавец. — Вся информация есть в Интернете.

— Но вы ведь нарушаете Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», — попыталась я вразумить оппонента. — Вы обязаны предоставить письменную информацию о продаваемом товаре.

— Ничего подобного никогда не слышала, — удивилась цветочница. — Так вы берете юкку или нет?

Обошла еще несколько цветочных магазинов. Максимум, на что могут рассчитывать любознательные покупатели, — тематические журналы, которые дают посмотреть в некоторых торговых точках. Получается, что цветочники сами рубят сук, на котором сидят: сегодня я куплю у них дорогостоящую юкку, а через месяц потребую вернуть деньги за залитое водой деревце. И буду абсолютно права.

В соответствии со статьей 16 Закона «О защите прав потребителей», если покупателю не предоставили в месте реализации товара полную и достоверную информацию о товаре, то он вправе потребовать от продавца расторжения договора купли-продажи и возврата денежной суммы за товар.

14.1.3.52На острие ножа

Как продлить жизнь срезанных цветов, рассказала заведующая библиотекой-филиалом № 16 Елена Ванагель

 Елене Владимировне часто дарят цветы, и она знает, как с ними обращаться. Тем более что вся соответствующая литература у нее всегда под рукой.

— Первым делом подрежьте кончики стеблей острым ножом: длинный косой срез позволит цветам лучше впитывать влагу, — советует собеседница. — Манипуляции лучше производить под водой, чтобы в капиллярах стеблей не образовались воздушные пробки. Обязательно срезайте нижние листья, иначе они начнут гнить и заразят воду. У розы удалите шипы.

Воду наливайте прохладную и чаще меняйте. Исключение составляют нарциссы, гиацинты, а также герберы и ландыши, которые любят теплую воду.

Удлинит жизнь многих цветов (они станут медленнее распускаться) добавление в воду сахара: 0,5-1 чайная ложка на 1 литр воды.

В то же время в подслащенной воде быстро размножаются бактерии. Для дезинфекции добавьте несколько кристаллов марганцовки или положите кусочек древесного угля. Воду можно подкислить и уксусом — 1 столовая ложка на 1 литр воды. Подойдет и аспирин — четверть таблетки на 1 литр.

Однако есть цветы, которые плохо переносят сахар, например ландыши, цикламены, амариллисы.

Герберы рекомендуют ставить в подсоленную воду, причем их стеб­ли должны быть максимально погружены в жидкость. Эти цветы капризны — не любят сквозняков.

Стебли сирени, жасмина, хризантем, роз расщепите снизу на 2-3 части или расплющите молотком, отделите под водой кожицу. Каллы, камелии перед тем как ставить в вазу, нужно обрезать под водой, а потом втереть в срезы сухую соль.