День семьи

Родительское собирание

18.1.3.52Что происходит с ячейкой общества в эпоху перемен

За последние 50-60 лет институт семьи во всем мире подвергся таким революционным потрясениям и трансформациям, каких не ведал на протяжении столетий. Многие ученые заговорили даже о его возможном крахе в XXI веке. Та ли это перспектива, к которой стоит стремиться? Ведь для всех поколений наших предков семья была высшей ценностью, которую они отстаивали, в которой находили радость, любовь, утешение в несчастье.

Что происходит с современной белорусской ячейкой общества? Какие инновации проявляются в ее традиционном укладе? Востребован ли сегодня опыт воспитания, накопленный прежними поколениями?

18.1.1.52Об этом наш разговор с профессором кафедры социальной коммуникации факультета философии и социальных наук БГУ, доктором исторических наук Ириной Калачевой, которая одной из первых в стране предприняла попытку ответить на поставленные вопросы с научной позиции.

 

Уже не патриархальная

— Ирина Ивановна, какие главные перемены отмечаете в институте белорусской семьи последних трех-четырех десятилетий?

— Очевидно, что это переходный этап. Семью уже нельзя назвать патриархальной, хотя многие ее традиционные черты сохранились. Вместе с тем мы видим, что принципиально новые механизмы отношений между супругами еще не сформировались. Достояние белорусов в том, что они не разрушили фундаментальные семейные ценности до основания, а сумели сохранить лучшее, что было в отношениях предков. Массовая миграция сельских жителей в города, начавшаяся в 60-70-е годы прошлого века, изменила образ семьи, повлияла на ее уклад. Однако и сегодня у многих городских семей по-прежнему сильна связь с землей, поскольку остались родительские дома в деревне, есть дачные участки. Почитание традиций христианской веры и народных календарных праздников доказывает наличие связи и уважения между поколениями. К счастью, в 1990-е годы мы не встали на путь отказа от национальных корней, не разрушили этнические основы. Конечно, они видоизменяются под влиянием современных экономических и социальных процессов. Но о модели европейской ячейки общества с ее новым типом семейно-брачных отношений применительно к Беларуси говорить пока не приходится.

— В какой мере отражается на семейном укладе, образе жизни финансовый аспект, который приобрел сейчас особое значение?

— Согласно социологическим опросам последнего времени, уровень материального благосостояния белорусской семьи заметно улучшился. Особенно наглядно это проявляется на примере с наследованием. Если в советские времена родителям практически нечего было передать детям, то сейчас не редкость наследование жилья, автомобилей, дач. Семьи могут приобрести несколько квартир, машин, строят коттеджи. С другой стороны, как показывают исследования, очень немногие имеют возможность приобрести вещи долгосрочного пользования, не прибегая к кредитам. Мне довелось рассматривать такое новое для нас явление, как брачный договор. Мысль о необходимости его заключения внедряется в сознание молодежи, но этот вопрос интересует прежде всего родителей, а не самих новобрачных. Молодежь пока что несерьезно относятся к юридическому закреплению своих прав в сфере материальных отношений. Поэтому брачный договор — это, скорее, договор между родителями жениха и невесты, а не между самими молодыми. С этим вопросом связана и проблема мотивации вступления в брак. Согласно исследованию, проведенному мной в конце прошлого века, менее 10 процентов молодежи вступает в брак исходя из материального расчета. С учетом прагматизма современных юношей и девушек в это, наверное, трудно, поверить. Но такое положение, конечно, можно объяснить тем, что главный мотив вступления в брак — любовь. А с другой стороны, причина такого подхода, на мой взгляд, в легковесном отношении молодежи к супружеским отношениям. Это тоже особенность переходного периода. У большинства молодоженов нет возможности сразу же решить квартирный вопрос, и это отражается на их отношениях и нередко ведет к разводу.

 

18.1.2.52Пока не партнеры

— Можно ли говорить о сложившихся партнерских отношениях супругов в современных семьях?

— Думаю, пока рано. В традиционной патриархальной семье безусловным главой, кормильцем, добытчиком считался мужчина. Однако женщина никогда не была подневольной, она часто определяла правила и уклад жизни, но при этом помогала мужу чувствовать себя главным в семье, ее лидером. Это создавало тот комфорт, на котором многое держалось. Сейчас отношения супругов с точки зрения главенства равны. Тем не менее большинство женщин хотят иметь в лице мужа более сильного лидера. Каждая вторая говорит о важности заработка супруга. Авторитетным мужчину, как и прежде, считают тогда, когда он является добытчиком и кормильцем. Для славянского уклада семейной жизни такое представление более натурально. Вместе с тем мои опросы молодежной аудитории показывают: современные девушки не готовы жертвовать своим временем, статусом, карьерой ради мужа, ради укрепления его позиций в социуме и семье, как это делали их бабушки и мамы.

— Растет ли роль мужчин в воспитании детей?

— Растет, но медленно. Конечно, уже есть у нас папа-школы, есть примеры активного участия мужчин в воспитании детей. Но в целом в этом качестве сильная половина не встречает поддержки общественного мнения. Всего один процент мужчин в Беларуси берут декретный отпуск по уходу за ребенком. Если статус мужа в семье снижен, то и его роль в воспитании детей нивелируется. Сегодня женщина зачастую явно доминирует в этом процессе. Слабое отцовское воспитание, его недостаточное влияние на семейные процессы — проблема, которая заслуживает широкого общественного внимания. Психологи утверждают: если отец сразу включается в заботу о детях, то они показывают лучшие результаты в своем развитии, более социа­лизированы. Мать учит жить детей в доме, а отец — в обществе. Мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец — за эмоциональную независимость. К сожалению, теперь каждый пятый ребенок рождается вне брака и воспитывается без мужского влияния, а значит, находится в зоне риска.

 

18.1.3.52Связь времен и поколений

 

— Отличительная особенность современной семьи — ее малодетность. Чем это объясняется?

— Социологические исследования указывают на то, что главные причины, мешающие иметь больше детей в семье, — финансовые трудности, отсутствие комфортных жилищных условий. Многие респонденты объясняют свою позицию желанием добиться высоких профессиональных успехов, неудовлетворительным здоровьем, недостаточным размером пособия по уходу за ребенком. Ученые видят причины слабой мотивации к рождению детей и в снижении духовной культуры семьи, утере ценностей семейственности, чувства принадлежности к роду, осознания приоритета семейного человека. Но все же родительский потенциал современной белорусской семьи высок. Практически каждая молодая пара, вступая в брак, хотела бы иметь детей, однако для многих непреодолимым препятствием становится груз намерений, связанных с собственным карьерным ростом, неудовлетворенность амбиций и низкий уровень ответственности.

— Можно ли говорить о преемственности воспитательных традиций в семьях белорусов?

— Идеалы, на которых родители воспитывают детей, базируются на духовном и нравственном наследии белорусского народа. В большинстве семей очень гуманная среда обитания. Эта тенденция сохранялась даже в тяжелые 1990-е годы. А негативный аспект в том, что замечательные ценностные установки предыдущих поколений нередко принимают уродливую форму в семье с одним ребенком. Родители усердно стремятся дать ему всё, что могут, и чадо вырастает эгоистом. Повсеместно сталкиваешься с гиперопекой и затянувшейся социализацией молодежи. Парни надолго, порой до 30 лет, задерживаются в родительском гнезде, живут в виртуальном пространстве компьютерного мира и поэтому становятся недоступными женихами. Многие выпускники вузов не задумываются о создании семьи, о том, с кем и как они хотят жить, как растить детей. Такой инфантилизм приводит к безответственному материнству и отцовству.

— То есть нынешняя ориентация государства на поддержку рождаемости оправдана со всех позиций?

— Конечно. У наших бабушек и дедушек было по 5-6 детей, а то и больше. Формируясь в многодетной семье, мальчики и девочки рано приобщались к труду, вовремя взрослели, ответственно подходили к выбору спутника жизни. Из поколения в поколение передавалось убеждение: родительство — раз и навсегда данная миссия. Родил — отвечай. Это очень укрепляло семью. Детям с рождения внушалось уважение к отцу и матери, их статусу и роли. «бацька i мацi  ад Бога ў хаце, хто iх зневажае, дабра не знае». «Бацькоўскае слова дарэмна не гаворыцца». «Бацькi — першы прыклад для дзiцяцi». Эти народные выражения — яркое свидетельство силы родительства. А сегодня некоторые мужчины считают, что, оставив жену, можно забыть и о детях. Откуда же взяться уважению со стороны младшего поколения при таком родительском отношении?

— Конфликт отцов и детей вечен. Но пропасть непонимания между старшим и молодым поколениями сейчас усугубляется еще и тем, что это люди, выросшие в разных экономических, политических и социальных условиях, не говоря уже о разных информационных эпохах.

— Конечно, различие мировоззрений очевидно. Столкновение разных систем ценностей не может обойтись без конфликтов. Налицо и коммуникативные барьеры. Виртуализация жизненного пространства молодежи становится серьезным препятствием в общении. Бабушкам и дедушкам, да и многим родителям трудно пробиться к своим потомкам, понять то, что их волнует. Коммуникативные сбои все более ощутимы. Это ослабляет и старших, потому что они нуждаются в подпитке энергией, энтузиазмом детей, и молодежь, потому что она черпает силу и защищенность в моральной поддержке, опыте и мудрости родителей и прародителей.

 

О любви к детям наши предки не говорили, а доказывали ее делом

— Вы защитили кандидатскую диссертацию по этнопедагогике. Какие из народных правил воспитания, на ваш взгляд, остаются актуальными и могут быть востребованы сегодня?

— В прошлом году в Мозырском государственном педагогическом университете имени И.П. Шамякина прошла Международная научно-практическая конференция «Этнопедагогика: традиции и современность». Впервые белорусские ученые высказали консолидированную позицию: народные традиции воспитания — основа формирования личности, взращивания человека, народная педагогика — кладезь национальной культуры, стержень семейного воспитания. К сожалению, в сознании наших сограждан присутствует стереотип, что народное — это что-то устаревшее, забытое, канувшее в Лету. На самом деле в наследии предков можно найти ответы на многие актуальные вопросы. Наши предки, например, считали: «Тады дзяцей вучаць, калi каля лаўкi хо­дзяць»; «Да пяцi год пястуй дзiця як яечка, з сямi пасi як авечку, тады выйдзе на чалавечка»; «Вучы дзiця, пакуль яно ўпоперак кравацi, а не ўздоўж». Думаю, многим родителям полезно знать: в национальной традиции считалось неэтичным публично хвастаться успехами детей, признаваться в любви к ним. Хвалили детей изредка, по исключительным поводам. А вообще отец и мать доказывали свою любовь делом. И избегали нравоучений. При этом сила молчаливого материнского послания имела огромное значение. Вот что говорит народная муд­рость о хорошо воспитанном ребенке: «Добрае дзiця бацькоў мыслi адгадвае». Все это должно работать и сегодня. Многие проблемы современной семьи (разводы, снижение статуса родителей, асоциальные проявления в поведении отцов и матерей) — результат прерванности народной педагогической традиции, пренебрежение мудростью прежних поколений. Считаю, мы должны развивать систему специальной работы со взрослым населением, например, в виде народных родительских университетов. Осведомленные, грамотные супруги и родители способны совершенствовать семью, бытовые, детско-родительские отношения и в итоге менять к лучшему образ страны, государства, народа.

Осведомленные, грамотные супруги и родители способны совершенствовать семью, бытовые, детско-родительские отношения и в итоге менять к лучшему образ страны, государства, народа.

 В традиционной патриархальной семье безусловным главой, кормильцем, добытчиком считался мужчина. Однако женщина никогда не была подневольной, она часто определяла правила и уклад жизни, но при этом помогала мужу чувствовать себя главным в семье, ее лидером. Современные девушки не готовы жертвовать своим временем, статусом, карьерой ради мужа.

 Виртуализация жизненного пространства молодежи становится серьезным препятствием в общении. Бабушкам и дедушкам, да и многим родителям трудно пробиться к своим потомкам, понять то, что их волнует. Коммуникативные сбои все более ощутимы.

 Психологи утверждают: если отец сразу включается в заботу о детях, то они показывают лучшие результаты в своем развитии, более социализированы. Мать учит жить детей в доме, а отец — в обществе.

 Главные причины, мешающие иметь больше детей в семье, — финансовые трудности, отсутствие комфортных жилищных условий.