Культура и История

Уличный интерес

09-01-01-54Что происходит, когда театр выходит на улицу? Театральный критик Флориана Габер о том, чем ей запомнился Минский форум уличных театров

09-01-02-54Она историк, писатель, журналист, чьи тексты об уличном искусстве, цирке, танцах и драматическом театре печатаются во всем мире. В Беларусь приехала впервые, чтобы посетить Минский форум уличных театров.

— Мне очень интересно наб­людать за началом фестивального пути белорусского уличного театра, — говорит Флориана. — Это 58-я страна, которую довелось посетить. Меня часто приглашают читать лекции. Но интереснее всего ехать туда, где уличные театры только начинают жизнь. Две недели назад была в Кувейте.

— Какое впечатление сложилось о Минске?

— У вас очень красивый парк имени Горького. Подумала, что там можно устраивать уличные представления. Меня впечатлило здание на Октябрьской площади — желтое, с колоннами, но вместо античных статуй — скульптуры рабочих (ДК профсоюзов. — Прим. авт.). Это удивительно! Интересно было увидеть ту часть Минска, где проходил форум уличных театров (Верхний город. — Прим. авт.). Там много площадок для маленьких спектаклей. Ваша публика очень хорошо принимает уличный театр. На форуме была потрясающая атмосфера праздника.

09-01-03-54Флориана Габер — профессиональный критик и историк уличных искусств. Родилась в Бельгии в 1962 году. Живет и работает в Париже. Магистр театроведения, создатель Центра исследований уличных искусств (CRAR, 1992-1998), автор книг по истории уличного театра.

— Когда впервые познакомились с уличным искусством?

— Я родом из Бельгии, где городской карнавал — давняя традиция. Для меня это ощущение свободы: нет машин на улице — только пешеходы, можно танцевать всю ночь…

Многое люблю и в драматическом театре, но там интерес сосредоточен лишь на сцене. На улице спектакль — это не только сцена, а еще и люди, архитектура, солнце, дождь... Когда прихожу в театральный зал — занимаю свое место и просто смот­рю. А на улице  еще и гуляю, кушаю, общаюсь. Я люблю ночные постановки, спектакли у реки, в автобусе. В здании смотришь на сцену с одной точки. На улице можно наблюдать за происходящим с разных ракурсов, вступать в контакт с другими зрителями. Ты сам выбираешь, как и что смотреть. Это как выбирать свою дорогу в жизни. От твоего решения зависит, что с тобой будет дальше и какие эмоции получишь.

— Как оценить, какой уличный спектакль удался, а какой — нет?

— Как критик я должна держать в уме три плана: спектакль, место, где его играют, и людей, которые оказались зрителями. На улице во время показа может неожиданно произойти все что угодно: собака пробежит мимо, завоет сирена скорой помощи. И артисту нельзя делать вид, что этого не произошло. Он должен уметь импровизировать. Даже природные явления нужно использовать так, чтобы они вписывались в выступление.

В своих книгах и статьях я не анализирую спектак­ли — скорее, делюсь эмоциями и воспоминаниями, впечатлениями от встреч с артистами и зрителями. Пишу для людей, которые не видели эти спектакли и скорее всего не увидят. Но, возможно, захотят посмотреть, когда прочитают мой текст. Описываю ощущения, запахи, цвета — все, что могу передать. В университете, где преподаю, организовала Центр исследования уличного искусства. Во время занятий мы со студентами, конечно, анализируем спектакли: разбираем, насколько хороши игра актеров, музыка, драматургия…

— Часто к уличному театру относятся едва ли не с пренебрежением, называют это любительством или кривлянием.

— Во Франции то же самое. Уличных трупп не так много. Французы гордятся своими текстами — Мольер, Корнель, Расин. А произносить речи на улице мешает все. Здесь эффективнее работают тело, картинки, декор. Первый уличный фестиваль французы провели в 1973 году. Ничего не поменялось в отношении к этому искусству до сих пор. Большинство театралов и критиков считают, что уличный театр так себе — плохой текст, плохие артисты, плохие танцоры. На что я всегда отвечаю, что лучшие актеры и танцоры должны уметь взаимодействовать с публикой, архитектурой, не выходя из роли.

— Каким было ваше первое сильное потрясение от того, что увидели на сцене под открытым небом?

— 1997 год. Испания. Театр, который специализировался на пиротехнике, показывал историю об ангелах и демонах. На маленькой улочке, заполненной людьми. И когда эти демоны поехали на велосипедах, в колесах которых была пиротехника, все побежали от них. Кругом огонь, что-то трещит, зрители боятся. Я прыгнула в открытое окно какого-то дома. Если вы попросите меня запрыгнуть в окно, я ни за что не соглашусь, но с демонами — да. За такие живые эмоции и непредсказуемую реакцию публики я и люблю уличный театр.