Потребительский клуб

Головная боль чайника

12-01-01-54Покупки в Интернете: доверяй, но проверяй

12-01-01-54Количество жалоб на интернет-магазины продолжает расти. Больше всего нареканий вызывает качество бытовой техники, телевизоров, пылесосов, а также видеорегистраторов, планшетов, ноутбуков. Рост популярности сетевой торговли легко объяснить: цены там существенно ниже. Но и головной боли после таких покупок больше.

Заместитель начальника отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома Владимир Пучик рассказал о самых распространенных нарушениях, которыми грешат интернет-магазины.

1. Не заполнен гарантийный талон

Вместо полных реквизитов магазина в гарантийном талоне указывают только номер мобильного телефона.

12-01-02-54
Заместитель начальника отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома Владимир Пучик

— Эти номера через 10-15 дней становятся недоступны: предприниматели, продав определенную партию товара, частенько исчезают в неизвестном направлении, — отмечает Владимир Пучик.

Что делать? Требуйте заполнить гарантийный талон. Распечатайте или сохраните на компьютере веб-страницу, откуда был осуществлен заказ. При доставке той же микроволновки сверьте наименование торговой точки на сайте с указанием в гарантийном талоне.

2. Курьер не проверяет качество товара

Коллега купил электрочайник, но не проверил комплектацию, перед тем как расплатиться. На следующий день обнаружил: чайник есть, а подставка к нему отсутствует. Повезло, что продавец пошел навстречу и привез недостающую деталь, хотя мог этого и не делать. Значит, магазин дорожит своей репутацией.

— Внимательно осматривайте товар при получении, поскольку претензии к внешнему виду и комплектации покупатель может предъявлять только во время его приемки от курьера, — рекомендует Владимир Пучик.

Запомните: продавец обязан провести предпродажную подготовку и продемонстрировать товар в действии. Это прописано в Правилах осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 № 384).

3. Не выдают кассовый чек

За отсутствие кассового терминала владельцам магазинов грозит штраф до

20 миллионов рублей.

— Если курьер не выдает чек, то лучше откажитесь от покупки, — продолжает Владимир Самуилович. — Неважно, что он потратил время, средства на дорогу и доставку товара. Это его проблемы.

Кстати, согласно соответствующему постановлению правительства о торговле по образцам, которым и регулируется деятельность интернет-магазинов, покупателю обязательно должна быть предоставлена возможность безналичного расчета за товар.

4. На сайте нет данных о торговой точке

В сфере интернет-торговли можно выделить продавцов двух типов: официально зарегистрированных и неофициальных. Первые указывают на страничке наименование магазина и номер свидетельства о регистрации, а вот вторые оставляют только номера мобильных телефонов. Делать покупки у подозрительных продавцов специалист не советует. Иначе проблемы гарантированы.

Помните, что интернет-магазины обязаны размещать на своих сайтах образцы документов, которые получит потребитель при покупке товара.

5. Отказывают в замене некачественного товара

Допустим, вы купили видеорегистратор, но он не работает. Звоните в магазин, а продавец не берет трубку либо кормит обещаниями.

— Направляйте на имя руководителя магазина письменную претензию

письмом с уведомлением, — говорит эксперт. — Администрация обязана дать ответ в течение двух недель. Как правило, это всегда срабатывает. В противном случае потребитель имеет полное право обратиться в суд. И если потерпевший выиграет дело (сомневаться в этом не приходится), то руководству торговой точки придется возвращать деньги за некачественный товар, оплачивать судебные издержки, неустойку, компенсировать моральный урон.

Читайте также:  С миру по нитке

29 апреля 2010 года Совет Министров Беларуси принял постановление № 649, которым обязал интернет-магазины проходить регистрацию в Торговом реестре. Это значительно облегчает поиск недобросовестных продавцов.

______________________________________

 

Вопрос – ответ

На вопросы читателей отвечает председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша

Без права на возврат

«Купила мужу в подарок телефон, но он ему не по­нравился. Понесла аппарат обратно в магазин, а мне отказали и в возврате, и в обмене. Телефон стоит почти 2 миллиона рублей — для нас это немалая сумма. Подскажите, что мне делать?»

Марина К.

— Телефон включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, как товар, который имеет гарантийный срок.

Трещит по швам

«Купил в магазине брюки. Через 20 дней они разъехались сзади по шву. На этикетках про гарантию ни слова. В магазине сказали, что вернуть их можно было только в течение 14 дней. Они правы?»

Егор

— Поскольку речь идет о некачественном товаре, то претензию можно заявлять в течение гарантийного срока, а также в пределах 2 лет с момента приобретения. Вам необходимо письменно обратиться в магазин, изложив свои требования. Продавец обязан принять заявление, товар и в течение 14 дней провести экспертизу. Если окажется, что дефект не производственный, а механического характера, вы обязаны будете возместить стоимость экспертизы.

 

Наденьте платье белое

«В магазине мне не разрешили примерить белое платье. Продавец объяснила, что если каждый будет мерить, то платье вскоре потеряет свой товарный вид. Но ведь дома я его все равно примерю, и если оно мне не подойдет, то при наличии чека верну его в магазин. Разве не так?»

Алина

— В этом случае нарушены права потребителя. Товар должен быть продемонстрирован в использовании, то есть продавец обязана предоставить вам возможность примерить платье независимо от его цвета.

Сносу нет

«Купил фирменные кроссовки, а через неделю у них отклеилась подошва. В магазине сказали, что, раз обувь ношеная, вернут мне лишь часть суммы. Продавец прав?»

Олег

— Подобные действия продавца противозаконны. При возврате уплаченной за товар суммы магазин не вправе удерживать из нее часть средств, на которую уменьшилась стоимость товара из-за полного или частичного его использования.

А вот потребитель может требовать возврата денег, а также возмещения разницы между ценой обуви, по которой он ее купил, и ценой на момент возврата денег в случае удорожания.

Стоящее предложение

«Книгу замечаний и предложений выдают не всегда. Ссылаются на то, что она находится в кабинете директора, а того нет на месте, и так далее. Есть ли смысл звонить руководителю магазина?»

Ольга

— Книга замечаний и предложений должна находиться в доступном для потребителя месте и выдаваться по первому требованию. В противном случае можете смело вызывать милицию.