Культура

Смотрится авангардно

09-01-01-60До закрытия масштабной выставки современного белорусского искусства «Avant-gARTe. От квадрата к объекту» осталась всего неделя. Что нужно успеть посмотреть?

09-01-07-60Уже полтора месяца выставочный павильон «Бел­Эскпо» на проспекте Победителей, Музей современного изобразительного искусства и площадь Якуба Коласа находятся во власти авангарда. Живопись, скульптура, декоративно-прикладное творчество, графика, фотография, дизайнерские проекты, видеоарт — все, что представляет собой современное белорусское искусство, впервые собрано в одном масштабном выставочном проекте. Что думают об этом посетители?

09-01-02-60Людмила Саенкова, кинокритик:

— Очень привлекательная инсталляция Константина Селиханова, посвященная фильму «Сталкер» режиссера Андрея Тарковского. (Это совмещение искусства кино и скульптуры. Зритель видит фотографии — стоп-кадры культового фильма «Сталкер» рядом с барельефами, на которых — портреты актера Анатолия Солоницина. — Прим. авт.)

Когда соединяется несколько видов искусств, это всегда выглядит очень интересно. На выставке много любопытных работ. Сделан срез современного искусства, которое нацеливает зрителя на поиск аналогий, образов, метафор.

То, что сейчас происходит в белорусском искусстве, сродни взрыву авангарда, который был в 20-е годы прошлого века. Конечно, сейчас искусство не так востребовано, как в то время, когда каждая выставка была грандиозным событием и собирала много людей. Степень активности публики, заинтересованность в понимании искусства уже не та. Тогда ей хотелось разгадывать язык художника, а сейчас люди привыкли к более легким формам подачи. Но работы, которые представлены в проекте «Avant-gARTe», предполагают нелегкий путь познания.

Многие приходят с целью сфотографироваться на красивом фоне. В этом смысле лидируют работы Некрашевича. Любят делать снимки и в зеркальном коридоре.

09-01-03-60Сергей Пукст, музыкант:

— Советую посмотреть ретроспективную часть в Музее современного изобразительного искусства, где выставлены репродукции Нади Леже, Марка Шагала. Меня заинтересовала фотографическая часть экспозиции, которая получилась урбанистической. Некоторые из представленных работ уже видел. Поскольку это сборный проект, могу судить, насколько хорошо они смотрятся вместе в другом пространстве. Выставочный павильон «БелЭкспо» — очень сложный большой зал. И тем не менее большинство работ смотрятся хорошо. Интересным получился витебский акцент — проект «Твердое и мягкое», объединивший художников, которые работают с керамикой и текстилем. Приятно, что в работах художников из Витебска прослеживается преемственность супрематической школы, они серьезно стоят на этой основе. Хотя наша публика все же пока инертна, не активно ходит на такие мероприятия и ее нужно на это провоцировать.

09-01-04-60Андрей Плесанов, художник, коллекционер:

— Приятно, что выставлены работы и наших мэтров, и молодых художников. Радует, что помимо Центра современных искусств и музея к подготовке экспозиции серьезно подошло Министерство культуры. Это говорит о том, что у руководства произошла перестройка мышления, есть четкое понимание, насколько важно поддерживать искусство. Это большой сдвиг в положительную сторону. Для меня как для художника большое достижение, что две мои картины сейчас в павильоне «Бел­Экспо», одна в Музее современного изобразительного искусства. Из моей личной коллекции в экспозицию «100 лет белорусского авангарда» взяли более 40 работ — белорусский авангард 1980-1990-х. Десятки тысяч людей смотрят каждый день выставку на площади Якуба Коласа, много посетителей и в выставочных залах. Каждый раз выхожу оттуда с ощущением праздника.

09-01-05-60Владимир Парфенок, фотограф:

— Выставка показала, что со­временное искусство в Беларуси есть. Мне часто доводилось общаться с посетителями «БелЭкспо», и все они позитивно оценивают экспозицию, уходят в приподнятом настроении. Говорят, что будут рекомендовать своим знакомым прийти сюда. Поэтому мне кажется, что свою функцию популяризации современного белорусского искусства проект выполняет. Приходят люди совершенно разные — от школьников до пенсионеров. Недавно привели два класса 12-13 лет. Учительница переживала, что дети не включатся в процесс, не поймут ничего. А они, наоборот, заинтересовались. Значит, выставка не показалась им скучной.

09-01-08-60Заметил, что многие приходят только с целью сфотографироваться на красивом фоне. В этом смысле лидируют работы Некрашевича. Любят делать снимки и в зеркальном коридоре. С профессиональной точки зрения меня, конечно, интересовала фотография. Хотелось бы, чтобы выбор работ был более смелым.

Киноклуб, который я веду на выставке, вполне востребован. Планируем, что после окончания проекта его работа продлится в Центре современных искусств на улице Некрасова. Раз в неделю будем собираться и смотреть фильмы о художниках, фотографах, людях искусства. Мы мало видим в Минске выставок современного зарубежного искусства. Хотя бы в фильмах посмотрим.