Потребительский клуб

Директор, нажми на тормоза

12-01-01-60Не было гвоздя — подкова пропала… Кто возместит ущерб, нанесенный семейному бюджету некачественной автозапчастью?

12-01-01-60Минчанка Ирина Викторовна даже подумать не могла, что любимый магазин автозапчастей так ее подведет. Она купила задние тормозные цилиндры, за пару отдала 160 тысяч рублей. На СТО обнаружили, что детали бракованные. К сожалению, сей факт выяснился только после установки цилиндров. Автомеханик демонтировал запчасти и выдал соответствующее заключение на бумаге, посоветовав сдать низкопробный товар обратно в магазин. Ирина Викторовна так и поступила, предварительно заплатив за выполненную работниками СТО работу 500 тысяч рублей.

— Продавец автомагазина цилиндры назад принял, деньги вернул, а вот компенсировать затраты на работу, проделанную на станции техобслуживания, отказался, — рассказала нам Ирина Викторовна.

А ведь вина магазина очевидна: он продал некачественную деталь, в результате чего потерпевшей пришлось заплатить автосервису немалую сумму денег. Как быть в такой ситуации? Мы обратились за консультацией к специалисту.

— Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» гласит: «Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной законодательством или договором» (статья 15 «Гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителя»), — поясняет заместитель начальника отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома Владимир Пучик.

Специалист помог составить письменную претензию, в которой мы описали произошедшее и потребовали вернуть уплаченные СТО деньги.

12-01-02-60
Владимир Пучик. Заместитель начальника отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома

— Претензию покупатель может отправить заказным письмом с уведомлением на имя директора магазина или принести лично, — отмечает Владимир Пучик. — Один экземпляр претензии необходимо передать продавцу, а на втором — потребовать поставить отметку о получении документа. Экземпляр № 2 остается у покупателя. Отметка должна содержать сведения о лице, принявшем претензию (должность), его подпись, фамилию с инициалами, дату получения.

В Указе № 498 Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года четко прописано, что все вопросы по защите прав потребителей рассматриваются в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях.

При виде нас продавец развел руками, мол, он не собирается оплачивать услуги автомеханика. И… отказался принимать претензию. Мы попросили его выдать Книгу замечаний и предложений, но она неожиданно пропала. Мы пригрозили вызвать милицию. Тогда продавец стал названивать директору магазина.

— При невыдаче жалобной книги по первому требованию гражданина нарушаются основы Положения о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения Книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь (от 16.03.2005 № 285), — говорит Владимир Самуилович. — Если в магазине отказываются выдать этот документ, то можно смело звонить по номеру 102 и вызывать наряд милиции, не выходя из помещения организации.

Через 10 минут приехал директор. Он тоже стал искать злополучный документ. Но, увы… В результате мы еще раз попросили принять претензию и расписаться на нашем экземпляре. Директор согласился.

Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в результате продажи товара ненадлежащего качества.

Что дальше? Ждать ответа. Специалист цитирует статью 422 Гражданского кодекса Респуб­лики Беларусь:

«Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок».

— А если магазин проигнорирует претензию?

— Тогда следует письменно обратиться в администрацию района, на территории которого находится магазин, — поясняет эксперт. — Заявление составляется в произвольной форме, оно должно быть кратким и по существу. Просите оказать помощь в разрешении вопроса о компенсации убытков, понесенных при покупке некачественного товара. Укажите название и адрес магазина, где произошла сделка. Если проблему не удастся решить мирным путем, подавайте иск в суд.

— Кто имеет право представлять интересы Ирины Викторовны?

— Потерпевшая может нанять адвоката, но также защищать свои интересы и своими силами. Обращаться в суд с иском уполномочены и местные распорядительные органы.

— Почему директор не вернул деньги? Ведь полмиллиона руб­лей небольшая сумма для магазина…

— Это свидетельствует о неграмотности руководителя в вопросах защиты прав потребителей, — говорит Владимир Пучик.

— В итоге магазин заплатит дважды?

— Совершенно верно. В статье 44 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что если с исковым заявлением выступают местные исполнительные и распорядительные органы или общественное объединение потребителей, то суд выносит решение о наложении на продавца штрафа в размере взыскиваемой суммы. Считайте сами: 500 тысяч рублей (размер убытков) плюс 200 тысяч рублей (неустойка) плюс 300 тысяч (примерная сумма компенсации морального вреда). Получаем как минимум 1 миллион рублей.

Директор магазина выплатит эту сумму потерпевшей и столько же — государству. А еще немало времени потеряет на походы в залы суда, поскольку судебный процесс может длиться месяцами.

Если вовремя среа­гировать на претензию и компенсировать затраты, проблема решится без дополнительных расходов и сложностей.

P. S. На момент подписания номера в печать стало известно: деньги Ирине Викторовне вернули. Извинились, пригласили за покупками и вручили в подарок освежитель воздуха для автосалона. Мы рады, что директор принял правильное решение.