Анонсы фильмов

День сурка

30-01-01-62На большие экраны вышел бесспорно лучший фантастический боевик последних лет, сочетающий битвы с инопланетянами, перемещение во времени и удивительный для экшен-фильмов драматизм

30-01-01-62Режиссер картины «Грань будущего» Даг Лайман в многочисленных интервью особо подчеркивает: его фильм в кои-то для Голливуда веки не ремейк, не экранизация комикса и не вариации на тему какого-нибудь известного старинного сюжета. Лайман с большой гордостью настаивает, что его лента — полностью оригинальное творение. Лично я бы отпустил здесь небольшую ремарку: все же «Грань будущего» оригинальна ровно настолько, насколько может быть оригинальным фильм, созданный на втором веку существования кинематографа, — снять нечто принципиа­льно новое в этой сфере крайне сложно. Вот и в новой ленте с Томом Крузом в главной роли все же проскакивают заимствованные из других картин элементы, потому не сравнивать «Грань будущего» с «Днем сурка», «Войной миров» или «Исходным кодом» невозможно, поскольку что-то общее в них есть. Эта общность прослеживается уже в сценарии. А он таков: недалекое будущее, Землю атакует раса инопланетян. Мир на грани катастрофы, Европа опустошена захватчиками, человечество готовится к решающему сражению. Бывший рекламщик, а ныне пресс-атташе ВВС США Уильям Кейдж (его роль играет Том Круз) во время визита в Лондон вступает в конфликт с местным командующим, после чего из майоров становится рядовым и всего после дня обучения отправляется на зачистку Нормандии. В бою погибает, но со смертью его история не заканчивается — Уильям возвращается в предыдущий день, чтобы снова пройти подготовку и отправиться на битву. Бывший майор, балансируя на грани сумасшествия, оказывается в петле времени, угодив в свой собственный «День сурка». Кейджу предстоит раз за разом переживать смерть товарищей, видеть гибель символа сопротивления — сержанта Риты Вритаски (ее играет актриса Эмили Блант) и снова умирать (что-то похожее было в фильме «Исходный код» с Джейком Джилленхолом). В одну из попыток выжить Кейдж познакомится с Ритой, которая перед смертью попросит разыскать ее после пробуждения, ведь она тоже живет в своем «Дне сурка». Вритаски объясняет Кейджу, что, убив инопланетянина, он получил возможность возвращать время вспять и проживать этот злополучный день вновь и вновь. В итоге они становятся командой, которая может уничтожить врагов, — героиня Блант учит труса быть солдатом, а персонаж Круза шаг за шагом, умирая и воскресая, в итоге становится машиной для убийств.

«Грань будущего» — это очень крепко и плотно сбитая энергичная история, к которой невозможно предъявить стандартные для боевиков претензии в том, что зачастую повествование только к финишу набирает ход, а до этого сценаристы и режиссер долго и нередко нудно объясняют зрителю мотивы поступков героев, их отношения и особенности характеров. В этом фильме активное действие разворачивается уже с первых экранных минут и заканчивается только с финальными титрами. При этом «Грань будущего» не перенасыщена баталиями — в ленте есть место и юмору, и драматизму. Разве что романтике времени совсем не нашлось, что может не понравится барышням.

Зато им, да и всем остальным, наверняка понравится фантастическая работа Тома Круза. В последние годы этот актер настолько удачно выбирает роли и так глубоко вникает в них, показывая высокий уровень драматизма, что его имя в титрах стало настоящим голливудским знаком качества. И на этот раз Том не подкачал. Во многом благодаря его работе это кино хочется пересмотреть как-нибудь на досуге, чтобы снова получить удовольствие от того, насколько удачно создателям картины удалось выдержать баланс зрелищного военного экшена, почти детективной интриги, фантастической фабулы, интересных героев и неглупого юмора.