Все путем

И это только цветочки

23.1.2.65Самодельные усилители, репетиции на деревьях, гастрольное турне по Сибири — так зарождался белорусский рок-н-ролл. Почувствуем себя хиппи и прогуляемся по тусовочному Минску 1960-1980-х

 

23.1.1.65Гид: Роман Абрамчук, поэт, бард, культуролог.

Маршрут: улица Я. Купалы — проспект Независимости, 37а — проспект Независимости, 50 — улица П. Бровки, 6 — улица Б. Хмельницкого — сквер Грицевца.

 

23.1.2.65Шаг первый

— Первое популярное место сбора «детей цветов» в Минске — парк имени Я. Купалы, — говорит Роман Абрамчук. — Называться так он стал в 1962 году, а памятник поэту появился еще позже. Парк прославился репетициями на деревьях. Дружинники и милиция часто делали облавы на хиппи, которые собирались здесь не только для того, чтобы выпить, но и поиграть на гитарах, разучить песню. В какой-то момент неформалам надоело убегать, и они придумали, как укрыться от милиции. Музыканты забирались на деревья и там репетировали, а публика слушала внизу.

23.1.4.65 Шаг второй

На месте галереи «Ў» долгое время находился первый в столице пункт приема стеклотары. Здесь работали многие представители хипповой культуры.

— В те годы советский граж­данин, который нигде не работал, привлекался к уголовной или административной ответственности. И хиппи, желающие жить свободно, вне каких-либо систем, были вынуждены хоть где-нибудь трудоустроиться, чтобы избежать неприятностей, — поясняет гид. — Большинство работало дворниками, вахтерами на заводах, сторожами, кочегарами. Некоторые становились библиотекарями, чтобы иметь доступ к закрытым фондам и читать про западную рок-музыку.

Шаг третий

Филармонию тоже можно назвать местом сбора хиппи. Ансамбль «Лявоны», из которого потом выросли «Песняры», был собран по кофейням и танцплощадкам, где играли рок-н-ролльщики. Владимир Мулявин специально ходил по этим местам и искал хороших музыкантов и вокалистов. У Юрия Антонова при филармонии тоже был свой ансамбль «Тоника», который часто играл с певцом Виктором Вуячичем. В паузах между песнями он позволял музыкантам Антонова исполнять свои произведения. Но все-таки колыбель белорусского рок-н-ролла находится немного дальше — на улице П. Бровки.

 23.1.5.65Шаг четвертый

Советская промышленность не выпускала той техники, которая была нужна ансамблям. Поэтому длинноволосые музыканты стали собирать ее сами и организовали сообщество при радиотехническом институте, который сегодня известен как Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. На танцы сюда стремились попасть все. На втором этаже института репетировал один из самых известных минских ансамб­лей «Алгоритмы», его музыку даже передавали по радио учебного заведения в перерывах между парами. Гитарист группы Евгений Коновалов считался лучшим в городе. Весь Минск пользовался комбиками и усилителями, которые собирал студент Александр Янгол.

— В актовом зале радиотехнического института 13 апреля 1969 года прошел первый в Белоруссии (некоторые исследователи говорят, что и первый в Советском Союзе) рок-н-ролльный «Биг бит фестиваль», — рассказывает Роман. — Его официально организовал комсомол. Нужно было сыграть семь композиций: советского автора, белорусского, собственного сочинения, инструментальную пьесу и три на свое усмотрение. И ради пункта о трех любых песнях все самодеятельные ансамбли, которые были в Минске, повалили на фестиваль. Про него уже ходят легенды. Говорят, самые ярые фанатки забирались по водосточной трубе на второй этаж в окно мужского туалета.

Читайте также:  Разделы Ботаники

Жюри раскритиковало все коллективы, кроме «Алгоритмов». Пос­ле фестиваля ансамбль ждало турне по Сибири. И на протяжении трех недель ребята выступали перед нефтяниками, собирали полные залы.

Шаг пятый

Направляемся к главному корпусу БНТУ, который тоже славился своими рок-н-ролльщиками. В архитектурно-строительном техникуме был ансамбль «Золотые яблоки солнца», где играли Леонид Борткевич и Игорь Коростелев.

— Музыканты первыми исполнили «Касіў Ясь канюшыну», — говорит экскурсовод. — Мулявин в какой-то момент просто переманил Борткевича к себе в ансамбль вместе с песней. А барабанщик Игорь Коростелев перенес эту песню в ансамбль «Зодчие» в политех. Коллектив выиграл конкурс «Алло, мы ищем таланты!», поехал в Москву и там вошел в число 15 лучших молодежных коллективов Советского Союза. Сегодня Игорь Коростелев — настоятель храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», что на Притыцкого. Он часто вспоминает свое хипповое прошлое. Говорит, что для многих такой образ жизни был ступенькой духовного роста.

 Шаг шестой

Кафе «Сузор’е» на улице Б. Хмельницкого находится здесь с 1980-х годов. Оно было единственным местом в Беларуси, где разрешали играть не только советскую эстрадную музыку. Рок-кафе открыли для того, чтобы приглашать туда иностранцев и демонстрировать им, что у нас тоже есть рок-музыка. Там часто пела Ольга Олипова — первая хиппи, чью группу запретили. Когда ее отец, сотрудник КГБ, увидел фото дочери на доске позора, девушке пришлось уйти из дома. При этом кафе образовалась группа «Созвездие». Интересно, что в 2000-х ребята снова собрались вместе, чтобы закончить незавершенный проект — запись рок-оперы «Песня про зубра».

23.1.3.65Шаг седьмой

Двигаемся в сквер Грицевца. Он был одним из популярных тусовочных мест «У зеленого подъезда» — в такой цвет были покрашены двери здания, где сейчас находится Литературный музей Петруся Бровки.

— На этом месте находился валютный киоск, — показывает Роман в сторону магазина «Дельта спорт», — поэтому хиппи поджидали здесь иностранцев, чтобы купить у них джинсы или пластинки. Вместо McDonald’s хиппи ходили в столовую № 1, которую в народе называли «помойка». Участок от Нацбанка до Главпочтамта — минский Бродвей, где гуляли разодетые длинноволосые молодые люди. Для прохожих это было настоящим шоу. Но именно из тусовок минских хиппи вышли все субкультуры, которые можно увидеть в городе, и многие музыкальные группы, которые мы сегодня знаем.

Прогулка длится около трех часов. Передвигаться лучше на велосипеде и с наушниками, в которых звучит песня Джона Леннона All you need is love, ставшая одним из гимнов хиппи. По пути стоит заглянуть в кафе «Березка» на площади Победы, где собирались столичные неформалы 1960-х и обменивались пластинками. Во дворах за домом 46 на проспекте Независимости находится вышка — первая глушилка сигналов зарубежных радиостанций. Прогулявшись в сквере Грицевца, можно отправиться к стене Виктора Цоя на стадион «Динамо».