Образование

Деловой выбор

06-01 Кого и как готовят в современных ПТУ и ссузах? Насколько успешны в жизни их выпускники? Об этом беседуем с первым заместителем председателя комитета по образованию Мингорисполкома Марией Киндиренко

06-01 — Что собой представляет сегодня система профессионально-технического и среднего специального образования Минска?
— Прежде всего отмечу, что она весьма плотно встроена в экономику города. Особенно в таких отраслях, как строительство, машиностроение, сфера обслуживания. Всего эта система включает в себя 22 учреждения — 11 профессио­нально-технических колледжей, 9 профессиональных лицеев, 2 учреждения среднего специального образования. И, конечно, не могу не заметить, что это уже не те ПТУ, которые были в 1980-90-е годы. Многое изменилось. Город создал развитые учебно-производственные комплексы, оснащенные современным оборудованием и средствами обучения для проведения как теоретических, так и практических занятий.

Наши ПТУ и ссузы открыты для сотрудничества в сфере образования на мировом уровне, для выгодных инвестиций, выпускники подготовлены к работе с новейшими материалами и технологиями.
06-02 — Рабочие каких специальностей особенно востребованы на столичном рынке труда?
— Это можно легко проследить по объявлениям в газетах, в рекламных изданиях. Все ищут каменщиков, монтажников, столяров, арматурщиков, водителей… Город и прилегающие территории интенсивно застраиваются, развивается социальная инфраструктура. И везде нужны умелые рабочие руки.
— Открываются ли новые специальности в профессиональных колледжах и лицеях в этом году?
— С 2014-2015 учебного года будет расширен спектр квалификаций на уровне ПТО. К примеру, профессионально-технический колледж легкой промышленности и бытового обслуживания населения начнет обучение по квалификациям «мастер по педикюру», «косметик»; профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства будет готовить квалифицированных плотников-бетонщиков, дорожных рабочих, профессиональный лицей № 14 — машинистов экскаватора. Минский государственный механико-технологический профессионально-технический колледж (бывший лицей № 8 перерабатывающей промышленности) открывает подготовку рабочих на уровне среднего специального образования по специальности «Мехатроник 5-го разряда (холодильное оборудование)».
06-03 В ответ на запросы города с сентября нынешнего года на базе Минского государственного колледжа сферы обслуживания начинается подготовка учащихся на уровне среднего специального образования по специальности «Дошкольное образование» с присвоением квалификации «воспитатель дошкольного образования».
— Прием документов в учреждения профессионально-технического образования ведется уже более месяца. предварительные итоги радуют?
— К середине июля 2.109 человек подали документы для поступ­ления на учебу. Это 43,7 процента от контрольных цифр приема. По предварительным итогам, наи­более популярными профессиями стали оператор ЭВМ, секретарь, проводник пассажирского вагона и кассир билетный, помощник машиниста тепловоза и электровоза, повар, изготовитель мясных полуфабрикатов, машинист холодильных установок, слесарь-ремонтник, слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля категории «С», агент страховой, штукатур, маляр, облицовщик-плиточник. Востребованной оказалась и вновь открытая в профессиональном лицее № 14 профессия «машинист экскаватора, тракторист, водитель автомобиля категории «С».
06-04 — Сколько аргументов мог­ли бы вы привести в пользу профессионально-технического образования?
— Во-первых, большинство учреждений осуществляют подготовку по нескольким профессиям, что делает выпускников более конкурентоспособными на рынке труда.
Во-вторых, выпускники, получившие диплом об окончании учреждения профессионально-технического или среднего специального образования, в отличие от выпускников школ с аттестатом об общем среднем образовании, имеют еще и профессию. И если по каким-либо причинам они не смогут продолжить обучение в вузе, то застрахованы от безработицы, так как могут пойти работать по полученной профессии и материально обеспечивать себя.
В-третьих, выпускникам, обучавшимся на дневной форме за счет средств бюджета, в соответствии с законодательством гарантируется предоставление первого рабочего места по распределению или путем трудоустройства в счет брони.
Далее. Для молодежи может быть привлекательной возможность непрерывного обучения. Учащиеся, которые овладели профессией на уровне профессио­нально-технического образования, могут затем получить среднее специальное по родственной специальности и в сокращенные сроки. Кроме того, переход на более высокий уровень образования (от профессио­нально-технического к среднему специальному) дает возможность впоследствии поступить в высшее учебное заведение сразу на 3-й курс. Иными словами, наши профессиональные лицеи и колледжи — удобный и рациональный во всех отношениях мостик для перехода из школы в вуз.
Наконец, учащимся, успешно занимающимся на дневной форме со сроком обучения менее 1 года, а также учащимся и курсантам, получающим среднее специальное образование, назначаются стипендии.
Многие известные люди, добившиеся общественного признания, карьерных высот, высокого социального статуса начинали свой самостоятельный жизненный путь именно с получения профессионального образования.
— Какие специальности могут освоить люди, имеющие проблемы со здоровьем: инвалиды по зрению, по слуху, инвалиды-колясочники?
— Профессиональное образование становится все более доступным для молодых людей с особенностями психофизического развития. К началу нового учебного года после реконструкции откроется учебный корпус на улице Кнорина, 14, принадлежащий колледжу электроники. Это учреждение уже имеет опыт по трудовой реабилитации лиц с особенностями психофизического развития. Теперь, после реконструкции учебного здания, у колледжа появится возможность обучать людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, инвалидов-колясочников. Например, ребята с нарушением слуха смогут получить профессии токаря, оператора электронно-вычислительных машин, оператора компьютерной графики, слесаря-сборщика бытовой техники.
Кроме того, в профессиональном лицее № 5 дети с особенностями психофизического развития могут освоить специальности маляра и штукатура. В профессиональном лице № 2 легкой промышленности выучат на швею или сборщика обу­ви. В профессио­нальном лицее № 12 строительства ребята с нарушением слуха смогут стать штукатуром и маляром строительным.

Читайте также:  Хождение по нотам