Экономический курьер Новость дня

Определились с составом

01-01 Минское метро собираются оснастить принципиально новыми составами. Их создадут на белорусско-швейцарском предприятии «Штадлер Минск». Наши корреспонденты побывали в его цехах.

01-01 На базирующемся в Фаниполе совместном белорусско-швейцарском предприятии «Штадлер Минск» уже несколько месяцев идет производственный процесс. Наши корреспонденты побывали в цехах завода, где будет рождаться современный железнодорожный и городской пассажирский электротранспорт.

Как все начиналось

Контакты с компанией Stadler Rail Group завязались у белорусов в 2010 году. Тогда в Минске был проведен тендер на поставку подвижного состава для городской электрички, который и выиграли швейцарцы. В скором времени они поставили в Беларусь десять современных электропоездов модели FLIRT, которые сейчас курсируют и на городских линиях, и в региональном сообщении. Эта комфортная, на­дежная и мобильная техника пользуется огромной популярностью у пассажиров.

Затем сотрудничество со Stadler Rail Group вы­шло на новый уровень — владелец швейцарской компании Петер Шпулер предложил реализовать инвестиционный проект по организации в Беларуси производства железнодорожного и городского пассажирского электротранспорта. В 2012 году было зарегистрировано совместное предприятие ОАО «Электрический транспорт», которое в ноябре 2013-го переименовано в ОАО «Штадлер Минск». Его учредителем наряду со швейцарцами выступил «Белкоммунмаш».

07-03
Кропотливая работа — внутренняя сборка вагона

Завод решили строить с нуля. Руководство Минской области предложило возвести его на территории свободной экономической зоны «Минск» в Фаниполе, где имелась соответствующая инфраструктура — железнодорожная ветка и практически все коммуникации. Строительство началось в апреле 2013-го, а уже в декабре того же года был сдан первый пусковой комплекс. Производственный процесс на ОАО «Штадлер Минск» организован с нынешнего мая.

Сейчас

С предприятием нас познакомил первый заместитель директора — заместитель по производству Филипп Бруннер. 29-летний улыбчивый швейцарец до при­езда в Беларусь успел поработать не только на родине, но также в Индии и Алжире.

— Вот уже два года нахожусь в Беларуси практически постоянно. Мне нравится здесь жить и работать — ведь мы реализуем очень важный и интересный проект как для нашей компании, так и для российского железнодорожного оператора «Аэроэкспресс», — подчеркнул Бруннер.

Действительно, в мае прошлого года стороны подписали контракт на поставку 25 двухэтажных поездов модели KISS. 16 из них будут состоять из четырех вагонов, 9 — из шести. Всего Stadler Rail Group отправит в Москву 118 вагонов, которые обойдутся россиянам в 500 миллионов евро.

07-01
…а этот отправят в сборочный цех

— Новые поезда, изготавливаемые для России, имеют определенные отличия от составов, которые производились до этого, — рассказывает Филипп Бруннер. — Во-первых, размер российской колеи превышает западноевропейский, что позволяет выпускать вагоны большей ширины и высоты. Во-вторых, поезда для «Аэроэкспресса» перепроектированы специально под климатические условия России. И, в-третьих, вагоны изготавливаются из алюминия — по сравнению с традиционными стальными существенно уменьшится их вес, а, значит, снизятся затраты на эксплуатацию.

Сроки реализации контракта достаточно жесткие — уже с середины 2015-го первые двухэтажные поезда должны начать перевозку пассажиров между центром Москвы и аэропортами «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово». По словам Филиппа Бруннера, в осуществление столь серьезного проекта верили далеко не все, полагая, что для этого потребуется куда больше времени.

— Тем не менее все идет по плану, — отметил он. — Первые три поезда собираются на заводе в Альтенрейне, четвертый изготавливаем здесь, пятый — опять-таки в Швейцарии. А начиная с шестого производство (сварка, окраска, сборка и ввод в эксплуатацию) переместится в Фаниполь. Первые три состава прибудут к нам из Швейцарии во второй половине октября. После того как осуществим здесь их динамический запуск, планируем в середине но­ября — декабре отправить их в российскую столицу. А первый из поездов, произведенных в Беларуси, собираемся поставить «Аэроэкспрессу» в конце января 2015-го. Думаю, что полностью заказ будет выполнен в марте 2016 года.

07-04
Идут сварочные работы

 Почему все получается

Претворение в жизнь проекта было бы невозможно без использования оборудования лучших европейских производителей — в Фаниполе оно такое же, как и на других заводах швейцарской компании.

— Практически каждый компонент современного поезда управляется с помощью компьютера, поэтому без высокотехнологичного оборудования, которое находится в цехе запуска, не обойтись, — поясняет Бруннер. — Но самое сложное оборудование у нас в цехе кузовов, больше всего станков — в сборочном цехе. По оснастке белорусское производство нисколько не уступает другим заводам Stadler Rail Group. Скорее наоборот. Приведу такой пример. Обычно мы используем кран-балки грузоподъемностью 15 тонн, а здесь к нашим услугам 30-тонные!

А еще на фанипольском заводе поражают габаритные размеры цехов. Представьте: их длина — 190 метров, ширина — 36, почти 25 метров — высота. Это значит, что можно беспрепятственно перегрузить один кузов вагона через другой — высоты более чем достаточно.

Кроме того, на «Штадлере» большое внимание уделили обучению персонала. 140 белорусских специалистов стажировались в Швейцарии, 20 — в Польше, еще 10 — в Венгрии. Как рассказал Филипп Бруннер, обучение будет вестись и в дальнейшем, только уже в Фаниполе.

Заместитель начальника сборочного цеха Сергей Селивончик был одним из тех, кто изучал швейцарский опыт на заводе в Альтенрейне:

— Обучали нас основательно: знакомили с производственным процессом, оборудованием, документацией. Наилучшие впечатления остались от того, насколько ответственно там относятся к делу. Поездка оказалась очень полезной — теперь нужно организовать то же самое у нас.

Завтра

Отрадно, что сотрудничество компании Stadler Rail Group и Белорусской железной дороги продолжается. Сейчас в Швейцарии налажено производство первых двух одноэтажных поездов модели Flirt Intercity. Еще 9 таких составов впоследствии будут изготовлены в Фаниполе. Кстати, они смогут развить скорость до 200 км/ч (уже используемые у нас швейцарские поезда разгоняются до 160 км/ч).

Важным направлением деятельности нового завода в перспективе может стать и производство вагонов для минского метро. А вот троллейбусы и трамваи пока будут собирать на площадке «Белкоммунмаша» в Минске. Новая модель трамвая уже демонстрировалась возле «Минск-Арены» во время майского чемпионата мира по хоккею. Впрочем, если поступит большой заказ на те же трамваи, их смогут производить и в Фаниполе.

— Планируем не только обеспечить потребность Беларуси в новых видах транспорта, но и эффективно работать на рынке Таможенного союза, развивать экспорт в страны дальнего зарубежья, — говорит Филипп Бруннер. — Мы ведем переговоры о поставке своей продукции с Казахстаном, а с Азербайджаном такое соглашение уже подписано — в эту страну поступят 30 пассажирских железнодорожных вагонов. Сейчас их изготавливают в Швейцарии, и речь уже идет о следующем заказе. В таком случае не исключено, что часть вагонов для Азербайджана выпустим в Фаниполе.