Календарь

«»
Август 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Популярное в номере

Глубоко, небезразлично

 Всегда актуальная для минчан тема строительства метро. Открылись несколько станций — горожане с нетерпением ждут следующих 

08-01

Проект станции «Вокзальная»

На повестке дня у проектировщиков и метростроителей — сооружение 3-й линии минской подземки. Каковы особенности очередного отрезка метрополитена, когда пассажиры смогут побывать на новых станциях, чего ожидать в этой сфере в ближайшее десятилетие? На эти и другие вопросы помогли ответить начальник УП «Дирекция по строительству Минского метрополитена» Павел Царун и директор ОАО «Минск­метропроект» Валерий Чеканов.
В порядке очереди
Первый участок 3-й линии протяженностью 7,7 километра будет состоять из 7 станций, инженерного корпуса, здания обслуживающего персонала и электродепо. Но ближайшая перспектива — лишь первый пусковой комплекс длиной 4 километра, в который войдут 4 станции:
— «Ковальская Слобода» (на пересечении улиц Жуковского и Воронянского);
— «Вокзальная» (с южной стороны железнодорожного вокзала);
— «Площадь Франтишка Богушевича» (на одноименной площади, где встречаются проспект Дзержинского, улицы Немига и Клары Цеткин);
— «Юбилейная площадь» (в районе одноименной площади).

08-02

Будущая станция «Юбилейная»

Благодаря сооружению этого отрезка подземного пути в минском метро появятся два дополнительных пересадочных узла: «Площадь Ленина» — «Вокзальная» и «Фрунзенская» — «Юбилейная площадь». По последней информации, 4 новые станции планируют открыть для пассажиров в 2018 году.
Следующие 3 станции первого участка и электродепо войдут во второй пусковой комплекс:
— «Слуцкий Гостинец» (на пересечении улиц Лейтенанта Кижеватова и Корженевского);
— «Неморшанский Сад» (на перекрестке улиц Кижеватова и Осиповичской);
— «Аэродромная» (на территории бывшего аэропорта Минск-1).
Подготовка территорий для сооружения этого отрезка подземного пути начнется в 2015 году, а само строительство — ориентировочно в 2016-м. Но, подчеркивает Павел Царун, такие планы реальны при условии стабильного финансирования. Названные станции примут первых пассажиров не раньше 2020-го.

08-03

Проект станции «Площадь Франтишка Богушевича»

Второй участок 3-й линии метро — это 4 станции, которые разместятся на пути от Юбилейной площади к площади Бангалор:
— на пересечениях проспекта Победителей и улицы Мельникайте;
— проспекта Машерова и улицы Кропоткина;
— улиц Максима Богдановича и Веры Хоружей;
— на площади Бангалор.
Под землей и на земле

08-04

Проект станции «Ковальская Слобода»

Инженерных сетей в зоне сооружения нового участка гораздо больше, чем было при строительстве предыдущих веток. Это водопроводы, ливневки, фекальная канализация, кабельные и телефонные линии, которых в центре города огромное количество. Перекладка инженерных коммуникаций и обустройство стройплощадок — первоочередная задача после сноса зданий.
Впервые в истории строительства минской подземки перегонные тоннели 1-го участка 3-й линии будут строиться закрытым способом — при помощи механизированного тоннелепроходческого комплекса. Но прежде чем это оборудование заработает, надо вырыть котлованы, для запуска и приема щита подготовить железобетонную тоннельную обделку (тюбинги), сделать упоры, подвести электроэнергию. Только после этого можно запускать проходческий щит.
Проходка будет вестись в двух направлениях от будущей станции «Вок­зальная». Первым этапом щит пойдет в сторону Юбилейной площади транзитом через площадь Богушевича. Оборудование достигнет этой точки, проделав в грунте один тоннель. Там его демонтируют и снова запустят со станции «Вокзальной»: под землей появится второй тоннель. А на завершающем этапе механизированный щит пойдет к станции «Ковальская Слобода».
С понижением!
Одна из главных особенностей нового строительства в том, что часть тоннелей будет проходить на глубине более 20 метров, тогда как прежде уровень залегания сводов тоннелей в минском метро в среднем варьировался от 10 до 15 метров. Соответственно ниже своих предшественниц окажутся и некоторые станции.
Лишь одна «Ковальская Слобода», по словам Валерия Чеканова, — привычная для Минска станция мелкого заложения (котлован глубиной 10-12 метров) с лестничными спусками и без эскалаторов.
У пересадочной станции «Вок­зальная» — иная история. Первоначально предполагалось, что она будет глубже, чем в конечном варианте: станция должна была проходить под первой линией, но проектировщики ее подняли, чтобы несколько удешевить строительство. Причем «Вокзальную» оборудуют наземным вестибюлем, в котором разместятся кассовый зал, турникеты, служебные помещения. Из вестибюля пассажиры смогут пройти на платформу по обычной лестнице или перейти на станцию «Площадь Ленина» по пересадочному тоннелю, воспользовавшись эскалатором и траволатором (горизонтальным аналогом эскалатора).
Платформа станции «Площадь Франтишка Богушевича» опустится под землю примерно на 12 метров из-за существующих сетей, расположенных на 7-метровой глубине.
По словам Валерия Чеканова, проектировщики предлагали вообще обойтись без нее, поскольку вокруг площади Богушевича в ближайшее десятилетие не ожидается строительства крупных жилых массивов. Административные здания ОАО «Сукно» и ОАО «Галантэя» ликвидируют по программе выноса предприятий, но рядом — охранная зона территории бывшего еврейского кладбища, на которой не допускается строительство. Поэтому поблизости могут вырасти лишь несколько многоэтажек. Крупных объектов притяжения населения, кроме Музыкального театра, рядом нет. Но, по мнению архитекторов города, в перспективе станция метро здесь будет очень востребованной, особенно если учесть, что улица Немига и сегодня перенасыщена наземным транспортом.
— А нельзя «Площадь Богушевича» построить позже, когда ее необходимость станет более очевидной? — спрашиваю директора ОАО «Минскметропроект».
— Теоретически возможно в уровне тоннеля создать конструкцию и засыпать ее землей, не строя саму станцию, а спустя какое-то время откопать и достроить, — ответил Валерий Чеканов. — Это примерно на 20 процентов удешевило бы сооружение метро на данный момент. Но впоследствии такое строительство обошлось бы намного дороже. Тем не менее мы предлагали и такой вариант.
Самой глубокой в минской подземке станет «Юбилейная площадь»: она расположится на глубине около 26 метров. По словам Валерия Чеканова, во время строительства 2-й линии метро «Фрунзенская» уже рассматривалась как пересадочная станция. Поэтому элементы пересадочного узла были заложены здесь изначально. Осталось лишь присоединить к ним тоннели другой линии. Так же, кстати, было и на «Октябрьской».
В районе этого пересадочного узла построят еще и соединительную ветку — чтобы на первом этапе эксплуатации поезда могли заезжать на 3-ю линию со 2-й.

8.08.2014 , , «МК»

Материалы номера