Календарь

«»
Август 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Популярное в номере

Одежда умирает последней

  Во времена Советского Союза в здании с барельефом «Солидарность» модные показы проходили еженедельно. С коллекциями в Минск приезжали Пьер Карден и Оливье Лапидус. Что сейчас представляет собой Центр моды и каким его видят в будущем акционеры?

25-01 После окончания Великой Отечественной войны одеж­да минчан особым разно­образием не отличалась. Носили то, что осталось с военного времени: гимнастерки, брюки галифе, юбки цвета хаки. Чтобы хоть как-то обновить гардероб горожан, в доме № 12 на улице Советской в 1948 году открывают Дом моделей. В нем работает всего 21 человек. И если сейчас в создании одежды существует четкое разделение труда между художниками-модельерами, конструкторами и портными, тогда платья и костюмы полностью разрабатывал один специалист. Порой ему же приходилось и демонстрировать одежду. Массового производства нарядов не было, выпускали исключительно эксклюзив — не более 600 моделей в год. После показов минчане стояли в длинных очередях, чтобы купить понравившуюся вещь. Только в 1952 году дефиле начали посещать представители белорусских предприятий легкой промышленности. Они отбирали понравившиеся модели и запускали в серию. При этом зачастую упрощали конструкцию одеж­ды и использовали для пошива более дешевый материал. В итоге вместо роскошного наряда потребитель получал весьма средненький заурядный костюмчик или платьишко.

25-02

Пьер Карден в мемориальном комплексе «Хатынь»

С возрастающими год от года запросами предприятий легпрома увеличивается коллектив Дома моделей и расширяются его функции. В 1958-м здесь уже трудятся 117 специалистов, а спустя пять лет формируются группы по моделированию обуви и головных уборов. В здании на Советской становится тесновато, и в 1968-м возводят пятиэтажный дом на Парковой магистрали (сейчас проспект Победителей). В нем несколько производственных цехов, огромная специализированная библиотека, буфет и три зала для организации выставок и показов. Предприятие издает журнал о моде. Костюмы и платья показывают уже не их создатели, а профессиональные демонстраторы одежды, как раньше называли манекенщиц. Интересно, что тогда никаких ограничений по росту для представительниц этой профессии не было. К примеру, одна из первых белорусских моделей, Галина Чернышева, была невысокой — всего 165 сантиметров.
В 1974 году уже все предприятия легкой промышленности в Беларуси работают исключительно по образцам Дома моделей. Организация постепенно становится известной во многих странах благодаря участию в международных показах.
— Мне хорошо запомнилась выставка СССР в Дели в 1976 году, — вспоминает бывшая манекенщица Дома моделей Тамара Гончарова. — В Индии мы задержались на десять дней: ждали Индиру Ганди. С точки зрения дипломатических отношений между нашими странами это был очень важный визит. Но вместо премьер-министра приехал ее сын Раджив. Кое-кто усмотрел в этом некую прохладность индийского руководства по отношению к СССР.
В 1987-м впервые в Минск со своей коллекцией приезжает Пьер Карден. А в 1995-м работы Теда Лапидуса, которого часто называют отцом стиля унисекс, привозит его сын Оливье. Эту одежду охраняли днем и ночью: стоимость некоторых костюмов доходила до 20 тысяч франков (сейчас около 20 тысяч евро).
Коллекции самого Дома моделей также пользовались колоссальным успехом. Здесь одевались сотрудники белорусского Совмина и жены послов, шили костюмы для выступлений «Песняры» и «Сябры». В 1998 году организация сменила свое название на Белорусский Центр моды — оно больше подходило для статуса компании.

Сегодня
Сейчас подиумный зал Центра моды, где свои коллекции неоднократно показывали известные кутюрье, находится в аварийном состоянии. Еще в 2012 году предприятие заработало небольшую прибыль, но по итогам 2013-го его убытки составили около 2 млрд рублей. И если в мае 2013-го в центре трудились 170-180 человек, то сейчас около ста. Многие уволились из-за мизерной зарплаты, к примеру, швеи получали приблизительно 1,5 миллиона рублей. Впервые доходы от пошива и продажи одежды сравнялись с прибылью, получаемой от сдачи в аренду помещений.
Такое «богатство» досталось нынешнему молодому амбициозному директору ОАО «Центр моды» Игорю Селицкому. В эту должность он вступил три месяца назад и первым делом занялся кадровыми вопросами: в августе предприятие приняло по распределению из техникумов молодых швей, закройщиков и портных.
— Производственных рабочих к моему приходу практически не осталось, — поясняет Игорь Селицкий. — Без них мы не сможем содержать дорогостоящее подразделение разработки. Получается, что художники-модельеры что-то сделали, деньги потратили, а дальше все остановилось. А ведь над созданием одной достойной коллекции нашему предприятию нужно работать месяца три-четыре. Сейчас нас сложно назвать Цент­ром моды, потому как здесь уже давно не проходят показы одежды и не собираются белорусские дизайнеры. Хотели бы возродить былую славу и полностью соответствовать названию.

25-03 Завтра

Пустовать подиумный зал должен недолго. Уже в сентябре-октябре его планируют реконструировать. Компания, арендующая это помещение, намерена сделать здесь ресторан. При этом в контракте с ней четко прописано: сцена и подиум будут сохранены, а сам ресторан несколько раз в год безвозмездно для Центра моды предоставит зал для модных показов. Срок реализации проекта по технической документации — апрель 2016-го, но инвестор рассчитывает управиться быстрее и открыть заведение к концу 2015-го. Его желание привести в порядок зал в кратчайшие сроки понятно: помещение арендовано на 15 лет. И чем раньше заработает ресторан, тем быстрее окупятся инвестиции.
Акционеры Центра моды говорят сейчас и о реконструкции основной части здания на проспекте Победителей. Его хотят не только привести в порядок, но и, возможно, открыть тут образовательный центр для молодых дизайнеров. Так сложилось, что многие начинающие художники-модельеры с давних пор делают здесь свои дипломные работы, и по многим из этих эскизов в итоге шьют одежду.
Один из акционеров также предлагает создать в здании на проспекте Победителей фотостудию, SPA-центр, зимний сад, конференц-зал и театр-подиум с трансформирующейся сценой, на которой смогут выступать артисты, а несколько раз в год показывать свои коллекции модельеры. В последнем случае возникает конфликт интересов двух инвесторов. Потому как по архитектурной задумке театр-подиум должен располагаться в помещении, уже арендованном под ресторан.
Спорят и по поводу сохранения на фасаде барельефа «Солидарность», созданного в 1979 году, где изображен марш народов разных национальностей в защиту своих прав и свобод. Арендатор не против его оставить, а вот один из акционеров выступает за его замену на электронное табло.
— Панно, конечно, можно перенести в другое место, — рассуж­дает автор «Солидарности» Анатолий Артимович. — Но где оно будет так же смотреться и звучать, кроме как в историческом центре Минска? Сейчас это произведение привлекает внимание иностранных туристов, которых совсем не интересует, что за организация находится внутри здания. Да и не стоит менять облик проспекта в угоду одной организации, ведь неизвестно, кто тут станет работать в будущем.

29.08.2014 ,

Материалы номера