Человек и его дело

Ахтунг, в небе Виктор!..

23-01 Секрет достижения гарантированного успеха в воздушных боях раскрыл наш земляк Виктор Трухан. Не зря его имя в переводе с латинского означает «победитель»

23-01 От «Синички» до Ил-2

В авиамодельный спорт Виктор пришел еще четвероклассником. Как и любой воспитанник обычного кружка при центре техничес­кого творчества того времени, он начал обучение с конструирования схематического планера «Синичка». А через пару лет упорной работы уже участвовал в различных соревнованиях. В 1998 году стал чемпионом страны по авиамодельному спорту в классе моделей-копий среди юношей. Выполненные им мини-Ил-2, Як-3, «Спитфайры» обладали не только феноменальной схожестью со своими прообразами, но и высочайшими летными и боевыми качествами.
Сейчас Виктор Трухан — опытнейший спортсмен, мастер спорта и чемпион Беларуси. На его счету более десяти выигранных этапов Кубка Европы. В 2009-м Виктор стал призером чемпионата Европы. По итогам 2011 года занял третью позицию, 2013-го — вторую в общеевропейском рейтинге, который насчитывает более 200 авиамоделистов из разных стран. Становление, профессиональный рост, спортивные достижения Виктора Трухана неразрывно связаны с ДОСААФ. И свои победы он неизменно завоевывает под флагом организационной структуры этого общества по Минску и Минской области.
В том, что равных белорусу нет во всем мире, публика вновь смог­ла убедиться летом этого года. В июле на чемпионате мира по авиа­модельному спорту WASG 2014, который состоялся на аэродроме австрийского Авиационного центра Шпитцерберг, наш спортс­мен уверенно победил своих титулованных визави с большим отрывом, опередив ближайшего соперника Кристиана Попивчака из Словакии на 265 очков. Впору было объявлять австрийским организаторам чемпионата: «Ахтунг, в небе Виктор!..» Да и в целом чемпионат прошел при явном доминировании белорусов. Ведь третье место в зачете радио­управляемых моделей — копий истребителей Второй мировой войны — завоевал тоже наш земляк Дмитрий Яковлев.
Отдельная планета
23-02 Авиамодельный спорт — это не просто баловство никак не взрос­леющих мальчишек. По мнению Виктора Трухана, игрушечные на вид самолетики требуют к себе самого серьезного отношения.
— Модель должна быть копией военного самолета 1935-1945 годов, включая окраску и маркировку, — разъясняет азы авиамодельной науки Виктор. — Выполняется она в масштабе 1:12 и не должна иметь отклонений от прототипа по размаху крыла, длине фюзеляжа более 5 процентов. На передней кромке крыла, стабилизатора и киля не допускаются никакие выступающие элементы. Все остальные размеры отличаются от оригинального чертежа не более чем на 2 сантиметра. При этом участник соревнований обязан представить опубликованный чертеж прототипа в трех проекциях в масштабе минимум 1:72 для подтверждения размеров своей модели.
Спортсмены соревнуются в конструировании и изготовлении моделей летательных аппаратов (планеров, самолетов, вертолетов), а также в управлении ими в полетах на скорость, красоту исполнения фигур высшего пилотажа, продолжительность полета, точность посадки.
Интересно, что все двигатели оснащаются глушителями. Пилот также должен иметь возможность заглушить мотор своей модели в любой момент по команде главного судьи. На прототипах можно использовать двухтактные и четырехтактные двигатели определенных объемов в зависимости от размаха крыла и его площади.
Участники соревнований в обязательном порядке должны иметь защитный шлем, который может выдерживать столкновение с летящей моделью.
В общем, целый мир, отдельная планета.
Тренерская стезя
Более двенадцати лет Виктор Трухан передает свой опыт подрастающему поколению спортс­менов Минской структуры ДОСААФ. С 2002 года он тренер по авиамодельному спорту, обуча­ет молодежь основам авиамоделирования. Когда в декабре того года при входящей в столичную борисовской объединенной организационной структуре оборонно-спортивного общества открылась авиамодельная секция, Виктор, не задумываясь, согласился возглавить ее. Теперь здесь под руководством уже двукратного чемпиона мира занимаются более десяти увлеченных юношей.
— Все модели ребята делают своими руками. На изготовление одной порой уходит несколько месяцев, — уточняет Трухан. — Вкладывая в маленький, но все же самолет столько времени и сил, конечно, хочется получить желаемые летные характеристики. И кружковцам это удается.
Мы строим будущее
О своих самолетах Виктор может рассказывать часами. Например, о чемпионской копии легендарного Ил-2. Отменные летные и прочностные качества модели позволяют ее создателю занимать призовые места на соревнованиях различного ранга.
Фюзеляж штурмовика изготовлен по вакуумной технологии путем формования в обратной мат­рице. В результате получается цельное изделие, не имеющее стыков и швов, которые могли бы существенно ослабить конструкцию. Благодаря использованию высококачественных материалов достигается оптимальное соотношение «прочность — вес» готового изделия.
По словам Виктора Трухана, авиа­моделирование для него — любимое хобби, которое приносит удовольствие не меньшее, чем любителям рыбалки — крупный улов. Он искренне считает, что за развитием беспилотных летательных аппаратов, которыми, по сути, и являются радио­управляемые модели, будущее авиастроения.
— Сейчас их используют многие страны в оборонной сфере, метеоразведке, при предот­вращении чрезвычайных ситуаций, наблюдении за государственной границей, — отметил Виктор Трухан. — Но даже если мои воспитанники не свяжут свою жизнь с авиацией, навыки работы с различными материалами, конструирования механизмов и техническое мышление помогут им в повседневной жизни.