Проект «Цирк»

Сам ты мартышка

 Как темпераментная макака расправляется с конкурентами по арене, а капризная шимпанзе требует заменить брюки на нарядное платье. Дрессировщик обезьян Андрей Теплыгин рассказывает о своей профессии

10-01 Циркачка Нюра
Сценка белорусского дрессировщика Андрея Теплыгина «В ресторане» была показана в разных странах. Шимпанзе Нюра, переодетая в брутального мужчину, приходит в ресторан. Там она оформляет заказ, ужинает, подливает в сок водку, которую преду­смотрительно припрятала в кейсе, закуривает сигаретку, танцует медленный танец с девушкой. Затем, как пьяный посетитель, хулиганит: обливает водой официанта и отказывается платить, выворачивая карманы наизнанку, мол, денег ни гроша. Аплодисменты, восторг зрителей…
Прежде чем показать номер на арене, репетировали 5 (!) лет.
— Чем умнее животное, тем сложнее его чему-то научить, — считает дрессировщик. — Завое­вывать доверие обезьяны приходится годами. Но когда удается стать ей другом, она старается угодить. Да, животных можно принудить силой выполнять какие-то трюки. Но неправильно, когда они работают только из страха ослушаться дрессировщика.
Самки шимпанзе по натуре истеричны, и важно найти к ним подход. Нарядить обезьяну к выступлению не так-то просто. Нюра, как истинная леди, доверяет артистке цирка Надежде Теплыгиной, которая в сценке играет танцовщицу. Когда Андрей пытался одеть ее самостоятельно — натянуть памперс, рубашку, брюки, шимпанзе с диким криком вырывала наряд из рук и несла его помощнице. Если же Надежда, по мнению Нюры, делала что-то не так, та бегом возвращалась к дрессировщику.
Совсем скоро главная артистка обезьяньего коллектива отправится на заслуженный отдых в Минский зоопарк. Сейчас там для нее готовят апартаменты. Воль­ер украсят коллажем из фотографий с выступлений, там же будет храниться ценная награда, полученная на фестивале цирка Юрия Никулина.
— Те, кто хотя бы раз видел Нюру в цирке, узнают ее. В жизни она такая же забияка: дразнится, показывает язык, — говорит Андрей. — Очень талантливая, была задействована практичес­ки во всех номерах. Буду очень скучать по ней и часто навещать.
«Оркестр»
Теперь дрессировщик готовит новый номер — «Оркестр». Главные артисты — капуцины: барабанщик Федя, гитаристка Кузя и Робин на ударных тарелках. В будущем еще назначат пианиста и солиста.
На репетиционной арене трюки оттачивают по расписанию. По крутым коридорам с цокольного этажа приматы дружно шагают за вожаком Теп­лыгиным. На репетицию идут гамадрил Лёня, макаки-старички Чук и Микки. Они послушные, и дрессировщик не берет их на поводки. На плечах у Анд­рея парочка капуцинов в памперсах — Кузя и Робин. Вот за этими шустрыми ребятами нужен глаз да глаз.
Яркие красивые декорации и инвентарь, которые мы видим на арене, тщательно подбирает дрессировщик. Пока на репетиции Федя стучит палочками для суши по деревянному горшку. Позже будет уменьшенная копия барабанной установки. Робин бьет в игрушечные тарелки, купленные в магазине «Детский мир». Кузя играет на инструменте, вырезанном из дерева. Андрей уже присматривает для нее маленькую гавайскую гитару. К слову, она единственная из приматов, кто умеет показывать «ладушки». Казалось бы, что сложного на­учить хлопать в ладоши, если не составляет труда разучить такую сложную сценку, как «В ресторане»? Но не все так просто. В обучении, основанном на доверии и ласке, Андрей внимательно наблюдает за воспитанниками и хорошее поведение либо актерские находки поощряет вкусненьким. Он долго не мог найти то самое лакомство, за которое капуцины будут работать с удовольствием. Оказалось, мартышки готовы душу продать за кусочек миндального орешка!
Обезьяны воспринимают манеж как свой вольер: там гуляют и тренируются, а вот за пределы — ни шагу. Лишь изредка хулиганит Чук. Раз в полгода в нем обязательно просыпается желание познакомиться с каким-нибудь зрителем поближе: во время выступления может выбежать в зал, вскочить к тому на колени и внимательно рассматривать ошарашенного человека.
— Такая привычка у него появилась после одного случая, — вспоминает Андрей. — В одной из программ почти все номера проходили на арене со специальным покрытием, которое мигало разноцветными огнями. С теми, кто ответствен за свет, договорились, чтобы отключали его. Но как-то раз те забыли об этом и включили мерцающий пол, когда обезьяны вышли на арену. Чук испугался и выбежал в зал. Тогда, видимо, ему и по­нравилось знакомиться.

УХАжоры
Чук и Микки учудили во время гастролей по Южной Америке. В одном из городов цирковое представление организовали во Дворце спорта. Животные ждали выхода на арену в просторном помещении, разделенном на блоки перегородками. Так, улучив момент, когда дрессировщик и его ассистент отвлеклись, макаки перебрались в соседнее помещение. А там… несколько котелков ухи, оставленных без присмотра! Сказать, что ребята устроили бардак, — ничего не сказать. Кроме того, выловили рыбу из супа и спрятали в свои горловые мешки (они у макак лапундеров, как у хомяков). Дрессировщик вспоминает, как трудно было забрать у обезьян их добычу.

Самоволка
25-летний Чук отличается от хвостатых коллег спокойствием и рассудительностью, а вот в молодости был гиперактивным и доставлял много хлопот. Зима. Гастроли по России. Репетиция в Нижнем Новгороде.
Ассистент Теплыгина недосмотрел за Чуком, и тот отправился гулять… Неподалеку от цирка строилась гостиница. Артис­ты спохватились, но найти вечером шуструю обезьяну в восьмиэтажном здании казалось сверхзадачей. Как говорит сам дрессировщик, ему просто чрезвычайно повезло: случайно наткнулся на Чука. Хулиган к тому времени уже изрядно замерз и сам побежал в горячие объятия спасителя.

Расправа

Конкуренты — голуби и обезьяны — оказались в одном помещении. Последние сидели в клетках и ожидали своей очереди выходить на арену. Кругом летали дрессированные птицы. Один из стайки приземлился на клетку и нагло посматривал Микки в глаза. Тот вышел из себя, вытянул лапу и схватил голубя. Втянув жертву в свой загончик, на глазах у шокированной дрессировщицы он попросту растерзал ведущего артиста крылатой труппы и по частям затолкал его в горловые мешки. Дрессировщица голубей упала в обморок…

Досье артистов

Кличка: Нюра.
Порода: шимпанзе.
Отличительные черты: главная артистка в ­команде. Сыграла в известной на весь мир сценке «В рес­торане».

Кличка: ­Леня.
Порода: гамадрил.
Место рож­дения: зоопарк города Тбилиси.
Возраст: 12 лет.
Отличительные черты: темпераментный, как истинный грузин. В команде он «смотрящий»: следит за тем, чтобы между собратьями не было драк и конфликтов.

Кличка: Чук.
Порода: макака-лапундер.
Место рождения: Сухумский обезьяний питомник.
Возраст: 25 лет.
Отличительные черты: самый спокойный, рассудительный и хитрый.

Кличка: Микки.
Порода: макака лапундер.
Место рождения: Сухумский обезьяний питомник.
Возраст: 25 лет.
Отличительные черты: хулиган.

Кличка: Федя.
Порода: капуцин.
Место рождения: Ялтинский зоопарк.
Возраст: 7 лет.
Отличительные черты: неважный артист, зато примерный семьянин. Отец двух малышей.

Кличка: Ляля.
Порода: капуцин.
Место рождения: Ялтинский зоо­парк.
Возраст: 7 лет.
Отличительные черты: «жена» Феди. Пока подрастают 3-месячный Мальчик и 3-летний Чип, не выступает на арене.

Кличка: Кузя (самка).
Порода: капуцин.
Место рождения: Ялтинский зоопарк.
Возраст: 5 лет.
Отличительные черты: ласковая непоседа. Новые трюки схватывает на лету. Талантливая артистка. Задействована прак­тически во всех миниатюрах.