Культура

Это Эдо

09-03 Японские гравюры из коллекции Государственного Эрмитажа можно увидеть в Минске 

09-03 В Национальном художественном музее открылась выставка «Эдо. Столица и эпоха. Японская гравюра укиё-э XVIII-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа».
Жизнь горожан, их занятия, заботы и развлечения. Изображения борцов сумо, прославленных актеров и сцен из пьес театра Кабуки, красавиц куртизанок из Веселых кварталов — все это сюжеты искусства укиё-э. Наряду с традиционной живописью на свитках и ширмах художники укиё-э обратились к такому «демократическому» виду творчества, как гравюра на дереве, которая из-за большой тиражности (с одной деревянной доски в конце XIX века печатали обычно около 200 гравюр, иногда больше) была широко доступна. Каждый из отпечатков отличается высоким художественным качеством и профессиональным мастерством, благодаря чему японская гравюра стала значительным явлением не только национальной, но и мировой художественной культуры.
Несмотря на то что это искусство тиражное, до наших дней сохранилось не так уж много произведений. В Минск привезли всего 64. Полная коллекция насчитывает 1,5 тысячи единиц. Зато, как отметила куратор проекта Елена Сенкевич, представлены жемчужины коллекции. Выставка включает работы лучших мастеров, вошедшие в золотой фонд не только японского, но и мирового искусства.
— Культурные связи между Эрмитажем и Национальным художественным музеем имеют свою историю, которая началась еще в 1960-х, — отметил на церемонии открытия выставки министр культуры Республики Беларусь Борис Светлов. — В 1966 году в Минске впервые состоялась выставка мастеров из Голландии и Фландрии XVIII века из собрания Эрмитажа, позже, в 1980-е, были еще две — западноевропейской гравюры и тибетского искусства. А в 2012 году музеи подписали соглашение о сотрудничестве — документ, который предполагает не только обмен выставками, но и совместную издательскую деятельность, стажировки научных сотрудников и реставраторов художественного музея.