Столичный провинциал

Покупатель в квадрате

06-01 Стоимость полотна Казимира Малевича «Черный квадрат» возрастает год от года. Цена аренды столичных торговых квадратов стремится за супрематическим шедевром, и аукционный дом «Сотбис» тут совершенно ни при чем 

06-01Не будем слишком далеко ходить в поисках примеров. В центре Минска по диагонали от редакции «Вечерки» сдается торговая площадь под мини-магазинчик. Арендовать один квадратный метр на срок один календарный месяц можно (присядьте и крепенько держитесь за стулья) за семьдесят евро, это без малого один миллион рублей! Рядом предлагают недвижимость, расположенную в «престижнейшем» месте Минска, аккурат рядом с общественными сортирами, что по улице имени Василия Ивановича Козлова, стоимость — шестьдесят евро за квад­рат. Прекрасный маркетинговый ход намечается для продвинутого предпринимателя, рискнувшего открыть бизнес в этом раскрученном месте, особенно если расположить здесь уютное отделение какого-нибудь коммерческого банка: «Мы обслужим всех от «М» до «Ж». Наши деньги не пахнут!» А какую замечательную вывеску можно придумать, не говоря уже о креативных перспективах видео­ролика. Рекламные агентства будут сражаться за право поучаствовать в PR-кампании столь смелого предприятия. Однако шутки в сторону, это уже не смешно.
То есть на наши с вами плечи, уважаемые жители и гости столицы. Поэтому любой, кто загнул цену на аренду, прекрасно осознает, что внес свой вклад в копилку отечественной инфляции и снижение курса родного белорусского рубля. Не зря все ставки отражены исключительно в СКВ, причем почему-то именно в евро. Аргумент владельцев торговых площадей прост, но несколько примитивен: «Раз берут, значит, и цена нормальная». Если сказать честно, то цена совершенно не­адекватна качеству. Никакого компромисса тут нет, скорее, попахивает негласным ценовым сговором, причины которого отлично изучены и называются дефицитом. Придется обычному покупателю вновь платить за удовольствие отовариваться на столичных квадратах.
Действительно, по мнению многих экспертов, в Беларуси не хватает коммерческих площадей. Но речь идет не о метрах как таковых, пусть и расположенных в центре города на пересечении больших улиц, а о современных бизнес-территориях. Наступило время эффективных торговых технологий, а не базарных отношений. Как быстро мы забыли о киосках, которые вырастали по всему городу, словно опята на лесных пнях. Помните возмущение многих горожан, когда эти разнокалиберные будочки и сарайчики убирали со столичных улиц? Говорите что угодно, но принудительное перемещение товаров из-за грязных малюсеньких витрин в просторные гипермаркеты уж точно не повлияло на рост цен. О культуре обслуживания в этих горячих розничных точках и речи быть не могло. Отовариваться в просторных и чистых торговых залах гораздо приятнее, чем гнуться в окошечко к киоскерше, стоя в луже под открытым небом.
Стоимость квадратного метра? Так ее в конечном счете определяют конкретные личности, а не мифические рыночные отношения. И вообще, очень многое решают именно люди. Торговля не исключение. Мне довелось немало общаться с легендой столичной торговли Георгием Захаровым, директором знакового для Минска универсама «Центральный». Именно он во времена реконструкции отстоял настенные барельефы сталинской эпохи, мраморные полы в их первозданном виде, прозрачные витрины без рекламы, что делало исторический интерьер частью городской среды. В те годы за нашим гастрономом даже закрепилось народное название «Елисеевский» — по аналогии с известным московским магазином. Верность традициям не помешала директору организовать едва ли не первое совместное белорусско-итальянское предприятие для обеспечения поставок из-за рубежа прямо на столичный прилавок. После ухода из жизни Георгия Николаевича много лет назад колоритный стильный гастроном превратился в банальную торговую точку на карте города. Работает по сей день, утратив былой стиль, перестав быть одним из символов Минска. Я не про финансовый оборот, а про ту атмосферу, которая царит в магазине, и взлетевшая ввысь оценочная стоимость квадратного метра тут совершенно ни при чем.
Казалось бы, как просто взять холст и черным по белому нарисовать обычный квадрат. Каждый думает: «Наверное, и я бы так смог. Что в этом особенного?» Однако магическое полотно Малевича уже сотню лет неудержимо притягивает к себе искусствоведов и фанатов современной живописи как нечто сакральное, как миф, как символ авангарда. Чем же объясняется загадка запредельной дороговизны минских квадратов?