День за днем

Школьная пересменка

08-01 Что думают о своем деле люди разного возраста: тот, кто только начинает профессиональный путь, и тот, у кого он длиною почти в полвека?

 Предлагаем два взгляда на учительскую профессию представителей разных поколений: Анны Добриневской — методиста высшей категории Академии последипломного образования, которая посвятила педагогике около 47 лет, и Игоря Волынца — учителя физики гимназии № 37, пришедшего в школу всего 4 года назад. Они высказали свое мнение по двум вопросам: какой учитель нужен современному net-поколению и почему не удается повысить престиж педагогической профессии?

08-02 Анна Добриневская — методист высшей квалификационной категории АПО, заслуженный работник образования Республики Беларусь, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Награждена медалями «За освоение целинных земель», имени Н.К. Крупской, «Ветеран труда».
Анне Ивановне за долгие годы работы в педагогике довелось мотивировать к учебе непростых учеников вечерней школы; раскрывать молодежи секреты физики в техникуме; трудиться заместителем и директором школы; создавать первую в республике педагогическую гимназию. Сегодня Анна Ивановна — инициатор многих интересных инноваций. Это она научила белорусских педагогов пользоваться картами памяти, помогала коллегам внедрять в стране мультипрофильное обучение, создавать инновационные и консалтинговые центры.
Можно сказать, что профессия сама определила за нее, каким путем она пойдет по жизни. Ведь учителями были ее родственники, многие интересные и уважаемые земляки. Это они наполнили жизнь маленькой девочки смыслом, пониманием важности и нужности учительской профессии. Их интеллигентность, трудолюбие, преданность делу, любовь к детям вызвали желание быть на них похожими, быть вместе с ними.

1. Сегодня школе нужен педагог, который научит ребенка не просто усваивать информацию, а грамотно работать с ней, думать, максимально использовать неограниченные возможности своего мозга, решать большие и малые учебные, личные и общественные проблемы.
Мы готовим наших учеников к жизни в неизвестном будущем, поэтому должны их научить решать неизвестные задачи. И в этом нам на помощь приходят современные интерактивные, интеллектуальные технологии, технологии прорыва. Каждый учитель обязательно должен использовать их в своей практике.
2. Я задаю себе вопрос: почему так мало хороших ребят идет в педуниверситет, почему многие выпускники педвузов так и не приходят в школы? На мой взгляд, это кризис педагогического образования. Как его преодолеть? Каждый учитель ОБЯЗАН думать о том, кто придет ему на смену. Это наш профессиональный долг, в этом наш патриотизм. Если мы не будем этим заниматься, то потеряем детей, имеющих педагогический дар.
Мы поздно начинаем искать хороших абитуриентов. К 11-му классу они уже определились. Педагоги ведут в школе профориентацию, рассказывают ребятам о разных уникальных и новых профессиях и только о своей умалчивают. Они считают: если кому она нужна, тот сам увидит и поймет. Но не все могут увидеть и понять. Школа имеет уникальные возможности развивать педагогические способности ребят: через работу старшеклассников с младшими школьниками, в лагерях труда и отдыха, через внеклассную работу, исследовательскую деятельность, дискуссии, встречи. Нужно дать ребенку почувствовать свои способности к учительской профессии, тогда он осознанно пойдет в педвуз, который даст ему знания, теорию. Когда же он вернется в школу, то на практике в коллективе единомышленников отшлифует свой талант и мастерство, станет уникальным учителем и никогда из школы не уйдет. Потому что большего удовольствия в жизни, чем видеть, как растут, хорошеют, умнеют и обгоняют учителя дети, наверное, нет.
Сегодня, к сожалению, среди многочисленных критериев оценки работы педагога и учреждения образования нет одного важного: сколько школа, конкретный учитель подготовили абитуриентов для педагогического вуза. А его следовало бы ввести.
И, конечно, государство должно позаботиться об учителе: поддержать его морально и материально.

08-03 Игорь Волынец — учитель физики гимназии № 37, лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по работе с одаренными учащимися и студентами, магистр физико-математических наук.
Несмотря на небольшой стаж, у Игоря Евгеньевича уже есть свои, подготовленные им призеры районного этапа республиканской олимпиады по физике. Один из его учеников стал абсолютным победителем городского конкурса по решению задач «Эдисоны XXI века».
Дело жизни Игорь выбрал для себя, будучи восьмиклассником. Молодой человек хорошо запомнил тот день: он проводил экскурсию по лесной тропе для пятиклассников. В какой-то момент осознал: ему нравится что-то рассказывать детям, делиться знаниями и у него это получается. Семья Игоря, где бабушка и папа — учителя физики, а мама — учитель математики, сначала не придала большого значения заявлению юноши о намерении стать педагогом. Каково же было удивление взрослых, когда он, один из лучших выпускников гимназии, набравший высокие баллы на ЦТ, заявил, что завтра едет в Минск подавать документы в педагогический университет. Дома даже состоялся серьезный разговор. Но юноша был непреклонен. Его не остановили рассказы родителей о нелегком учительском хлебе. Он знал и видел, что родные ему люди занимаются благородным делом, ученики искренне благодарны им за это, и хотел заниматься тем же.

1. Учитель не должен быть консервативным. Особенно если учесть, что современные дети склонны выстраивать перед собой некий идеал человека-повстанца, борца с устоявшимися нормами. Мне тяжело быть повстанцем, легче сказать «да», но сделать по-своему. Но я стараюсь противостоять бюрократизму, формализму в работе.
Нашим ученикам нужен наставник, который понимает их проблемы. Тогда может возникнуть нить контакта, которая в дальнейшем либо превратится в толстую веревку, либо оборвется. Очень хорошо, если учитель в душе остается ребенком. Надо сберечь этого ребенка в себе, и крепкая связь с детьми сохранится.
Хороший учитель должен осознавать ответственность перед учениками, их будущим. Свою задачу вижу не в том, чтобы научить детей физике, а в том, чтобы научить их думать. Мой предмет как раз и помогает развивать эту важнейшую из способностей человека.
2. Читаю как-то комментарии на одном из порталов, где пользователи обсуждают информацию о повышении оклада летчикам. «А чему вы удивляетесь? — пишет кто-то. — Посадите за штурвал самолета любого встречного, и он не сможет поднять машину в небо. Однако любого можно поставить к доске, и он даст урок». Так обыватели видят работу учителя. Они считают, что этим делом может заниматься любой. Исходя из того, какие молодые кадры приходят в школу, я даже не удивляюсь такому мнению.
Материальный аспект сегодня имеет большое значение для учительства. Педагоги думают прежде всего о деньгах, потому что им нужно выживать. При такой ситуации говорить о приоритете некоторых духовных ценностей очень сложно. Замкнутый круг получается. У учителей низкая заработная плата и поэтому нет желания развиваться, улучшать педагогический процесс. Как следствие, это не нравится детям, а следовательно, и их родителям. Отцы и матери начинают высказывать претензии учителям, отчего у тех вообще исчезает желание что-то улучшать. А некоторые нынешние выпускники педагогического университета просто не способны обучать детей. Я это знаю, потому что среди таких «будущих учителей» получал профессию. На пятом курсе отдельные мои однокурсники не могли решать задачи по физике для 7-го класса. И все потому, что в педагогический университет очень часто приходят те, у кого нет другого выбора.
Определяясь с профессией, я больших денег не ждал. Знал, что не обойдется без подработок, чтобы обеспечивать себе нормальную жизнь. Но мой выбор был осознанным, потому что мне важно иметь дело для души, и таким делом стала школа.