Образование

На своем тесте

07-01 Учащиеся средней школы № 99 узнали, в каких профессиях могут применить свои природные задатки

07-01
Во время тестирования нужно быть максимально сосредоточенным

В прошлом учебном году учреждение стало участником республиканского экспериментального проекта «Апробация методики ранней профориентации учащихся 6-9-х классов на основе выявления врож­денных задатков, успешного обучения профессиям». Школьники проходили тесты на определение способностей, данных им природой, после чего каждому предлагали список конкретных рабочих специальностей.
О том, как восприняли эксперимент ребята и их родители и повлиял ли результат тестирования на профессиональный выбор выпускников, беседуем с куратором экспериментальной деятельности в школе № 99, заместителем директора по воспитательной работе Инной Слободник.
— С чего начиналась работа над проектом?
— Для начала мы должны были получить согласие родителей на участие детей (учеников 6-9-х классов) в эксперименте. Потом объяснили педагогам-психологам методы работы с экспериментальными диагностическими средствами ранней профориентации.
— А что предлагали школьникам?
— Согласно плану апробации, мы измерили сенсомоторные и перцептивные природные задатки детей: силу рук, устойчивость и распределение внимания, уровень памяти на слова, числа, фигуры, мышечно-глазомерную память, точность и скорость выполнения определенных действий. Всего за учебный год школьники прошли 12 тестов.
— Сложные были задания?
— Нет. Дети выполняли их с огромным желанием, с нетерпением ждали продолжения. Даже соперничали между собой: кто больше наберет баллов, кто быстрее выполнит задание. И родители тоже заинтересовались. С сожалением отмечали, что в их школьные годы ничего подобного не предлагали. Спрашивали, не могли бы и они протестироваться, чтобы удостовериться в правильности сделанного когда-то выбора.

07-02
На уроках труда девочки могут попробовать себя в роли повара

— Требуется ли для проведения тестов какое-то специальное оборудование?
— Нужны только компьютеры, джойстики, наушники, поглощающие звук, специальные педали.
— Что скажете о результатах первого года апробации?
— Они отличные! Из 36 учащихся 9-х классов, которые участвовали в эксперименте, 18 поступили в профессиональные колледжи и лицеи. Свой выбор они сделали осознанно. Ребята признались, что, узнав о своих задатках, хотят развивать их дальше, будут получать рабочую профессию. Возможно, она не станет для них основной, но послужит хорошим стартом, а полученные навыки обязательно пригодятся в будущем.
— Как школьник может познакомиться с профессиями, к освоению которых у него есть предрасположенность?
— Для учеников 8-11-х классов у нас действует профориентационный кружок «Познай себя», занятия в нем проводит социальный педагог Юлия Савощик. Ребята учатся планировать свой жизненный путь, ставить цели, делать профессиональный выбор. Участвуют в групповых занятиях социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих», «Мои профессиональные намерения». В течение года мы организуем экскурсии в учреждения ПТО и ССО, на предприятия города. Так, учащиеся побывали на обувных фабриках «Отико» и «ЛеГранд», на фабрике головных уборов «Гала». Мастера, которые сопровождали нас на предприятиях, не просто провели по цехам и рассказали, чем занимаются специалисты, но и предложили детям сделать что-то самим: например, подобрать к обуви дизайнерское украшение, определить, натуральная кожа или искусственная…
Кроме того, в школу приходят представители колледжей, лицеев с презентациями своих учреждений. Перед детьми также выступают родители — рассказывают о своем пути в профессию. Да и Интернет предлагает много информации по разным профессиям.
С результатами экспериментальной деятельности мы знакомим всех учителей. Первостепенная задача школы — успешная социализация личности, адаптация детей к взрослой жизни. Педагогам необходимо думать о том, где выпускники смогут применить полученные знания. Они обязаны рассмотреть задатки ученика и помочь ему их развить.
— В каком возрасте ребенок уже готов выбирать будущую профессию?
— Представление о том, какие качества и знания нужны, чтобы успешно реализовать себя, у подростка должно сформироваться к 15 годам. Если этого нет, возникают трудности с самоопределением. В формировании будущего профессио­нального образа значительную роль играют взрослые: родители, педагоги.
— Можно желать быть кем угодно, но здоровье или отсутствие способностей часто не позволяет осуществиться мечте…
— В психологии есть такое понятие, как многоликое «я». Принято считать, что у сильного человека «я идеальное» управляет всеми другими. Оно выступает строгим контролером: таков ли ты на самом деле, каким должен стать, каким себя изображаешь перед окружающими? Конечно, при выборе профессии нужно оценивать свои возможности — «могу ли я?». Не нужно нервничать, если, например, очень хочется быть пилотом, но здоровье не позволяет. Ведь есть и другие «небесные» профессии. Человек, видящий цель, всегда выйдет на свою дорогу.
— В нынешнем учебном году вы продолжаете эксперимент. Чем занимаетесь?
— Ребята за год подросли, изменились. Наша задача — еще раз предложить им выполнить те же тесты и посмотреть, есть ли динамика.
Процесс познания себя увлекателен. Сколько человек живет, столько он себя испытывает, продвигается к своей мечте, вершине. Это, по большому счету, и есть жизнь.

07-03
Теперь Татьяна знает, какая рука у нее сильнее

Татьяна Комар, ученица 9 «А» класса:
— Тесты выполнять было интересно. Особенно понравилось задание на определение терпеливости: нужно было некоторое время соединять кружочки с кружочками, квадратики с квадратиками, треугольники с треугольниками. Всегда считала себя человеком безвольным, а итоги теста показали, что я ошибаюсь: если захочу, то справлюсь с любой монотонной работой. Я была горда собой!
Результат проверки силы рук на динамометре тоже меня удивил: я правша, но почему-то левая рука у меня оказалась сильнее правой.
В резюме, выданном мне после выполнения всех заданий, говорится, что я могу успешно реализовать себя в строительной сфере. Но мне нравится готовить, придумывать новые блюда. И, по оценкам родных, у меня это очень неплохо получается. Поэтому после окончания школы планирую стать поваром.