Армия моя

Крылья Родины

11-01 Сюда, в Боровую, стремятся попасть летчики, ценители раритетной техники и просто небезразличные к небу люди

11-01 Первый в Беларуси музей авиационной техники под открытым небом на базе Центрального аэроклуба ДОСААФ, недавно переименованного в Минский аэроклуб добровольного оборонно-спортивного общества, действует более пяти лет. Поначалу было всего несколько экспонатов, а сегодня их насчитывается уже тридцать восемь. По словам начальника музейного сектора аэроклуба полковника запаса Юрия Петрова, тропинку в Боровую протоптали туристы из десятков стран.
Немецкие корни
А начиналось все много лет тому назад. Нынешний начальник Минского аэроклуба ДОСААФ Николай Мочанский в конце 1980 — начале 1990-х годов служил в Германии, где побывал в авиационном музее. Увиденное впечатлило, и, вернувшись на родину, Николай Петрович задался целью создать подобное собрание техники в Минске. В 2001-м идею поддержали Совет Министров Республики Беларусь, Мингорисполком. Вскоре у аэроклуба, который к тому времени возглавил Мочанский, появились первые четыре экспоната — самолеты ­Як-28, МиГ-25, Су-17 и вертолет ­Ми-8. Но официальное открытие экспозиции состоялось только 4 июля 2009 года.
Трогать разрешается

11-02
Перевозка самолета Ан-12 в музей авиатехники ДОСААФ

От зарубежных музеев наш выгодно отличается тем, что здесь разрешено не просто рассматривать и фотографировать экспонаты, но и забраться в кабину некоторых летательных аппаратов, представить себя настоящим пилотом. Для полноты ощущений желающие могут даже надеть высотно-компенсирующий комбинезон и кислородную маску. Представляете, как горят глаза у мальчишек и даже девчонок, которым выпала удача взяться за ручку управления «летающим танком» Ми-24!
В музее собраны летательные аппараты, многие из которых не просто нуждались в ремонте, а были воссозданы буквально по частям.
Воздушные рабочие войны
Самые ценные реликвии, представленные здесь, — остатки двух самолетов времен Великой Отечественной войны. Первый — штурмовик Ил-2. Второй — легендарная «пешка», пикирующий бомбардировщик Пе-2, тот самый, на котором летали герои известного фильма, воздушные рабочие войны. Работы по подъему этого самолета велись на протяжении трех лет — с 2009-го по 2011-й. В них приняли участие сотрудники аэроклуба, поисковики из благотворительного фонда помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана», члены санкт-петербургского поискового отряда «Космос», военные из ­52-го отдельного специализированного поискового батальона Вооруженных Сил Беларуси. На месте крушения найдены детали шасси и оба двигателя. Обнаружены также останки летчиков. Удалось найти и некоторые личные вещи. От ­Ил-2 сохранились только бронированная кабина пилотов и некоторые детали планера и шасси.
Найти в Беларуси или России экземпляры техники тех времен все сложнее. Еще труднее перевезти их в музей. А ведь в США, Франции и других западных странах не только бережно сохранили раритеты, но и летают на самолетах Второй мировой войны, в том чис­ле на советских. Нередко досаафовцам приходится сталкиваться с тем, что воспринимается в штыки идея переместить в авиамузей летательные аппараты, которые за многие годы стали в том или ином городе, районе местной достопримечательностью. Понятна искренняя любовь бывших партизан, ветеранов войны к самолетам-памятникам. Но, к сожалению, очень часто эти истребители и бомбардировщики находятся в плачевном состоянии и со временем могут быть утрачены вовсе. А в Минском аэроклубе их приводят в образцово-показательный вид.
На страже Отчизны

11-03
Юрий Петров и космонавт Владимир Коваленок в музее авиатехники ДОСААФ

Например, есть в музее первый советский массовый реактивный истребитель МиГ-15, опытный образец которого поднялся в небо еще в 1947 году. Этот самолет успешно применялся во время войны в Корее в 1950-1953 годах, воевал в Египте, долго использовался для обороны границ СССР. На МиГ-15 в свое время летал первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Экспонат для музея собирали в прямом смысле слова по крупицам. Часть элементов нашли на свалке в Мачулищах, еще что-то — возле озера Нарочь, а остальное воссоздали рабочие Минского авиаремонтного завода.
Рядом стоит первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19. Его нашли в лесу и восстанавливали два года. Самолет стоял на вооружении ВВС и авиации войск ПВО с 1955 года. Он был оснащен радиолокационной станцией, позволявшей обнаруживать воздушные цели на значительном расстоянии в любую погоду и наводить на них ракеты класса «воздух — воздух». Практический потолок МиГ-19 был более 17 километров, а при техническом дооснащении — свыше 24. При этом самолет мог достигать скорости 1.800 километров в час.
А вот уникальный советский двухместный барражирующий истребитель-перехватчик Як-25 собирали для музея целых пять лет. Ранее он состоял на вооружении авиационной части в Барановичах. После списания был установлен в пионерском лагере «Ракета». В 2006 году Як-25 перевезли в аэроклуб. Самолет оказался с родными двигателями, хотя был изготовлен еще в начале 1950-х годов. Трудягу МиГ-21 привезли из поселка Малеч, МиГ-17 — из Давид-Городка…
— Если бы аэроклубовцы не занялись поиском этих самолетов, то как минимум десятка из украшений коллекции просто бы уже не существовало, — признается Юрий Петров.
Летайте «Аэрофлотом»!
Есть в музее и невоенные летательные аппараты. Ближнемагистральный пассажирский самолет Ил-14П эксплуатировался с 1969 года в Азербайджане. После списания в 1978-м его передали в город Светлогорск Гомельской области, где использовали в качестве детского кинотеатра. Когда в апреле 2011-го машину перевезли в музей авиатехники, он был покрыт аж шестью слоями не аутентичной краски! Все эти наслоения пришлось долго и осторожно снимать. Зато после реставрации Ил-14П стал как новенький! Дальнемагистральный пассажирский лайнер  Ил-18В — настоящая легенда воздушного транспорта. Экземпляр, представленный в Боровой, был списан лет 35 назад. К сожалению, машина очень пострадала от времени. А ведь это единственный сохранившийся на территории нашей страны представитель знаменитого семейства Ил-18. Именно таким машинам доверяли свои жизни Никита Хрущев и Леонид Брежнев.
Осенью 2013 года на двух автомобильных платформах из Нацио­нального аэропорта Минск в музей доставили еще один интереснейший экземпляр — правительственный самолет Як-40.
Тянут-потянут
Два года тому назад экспозиция пополнилась экспонатом номер 33 — самолетом Ан-12 1963 года выпуска, который был приоб­ретен в Российской Федерации. В нояб­ре 2011 года он успешно совершил самостоятельный перелет и приземлился в Могилевском аэро­порту. Затем раритетный самолет по частям доставили в Минск на трех мощных грузовых машинах и тягаче. Везли более десяти часов с соблюдением всех мер предосторожности, в сопровождении кортежа ГАИ. При этом головная часть самолета опиралась на его переднюю стойку шасси. По словам Николая Мочанского, такое перемещение авиатехники наземным путем на расстояние свыше 200 километров в истории нашей страны было произведено впервые.
В Музее авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ вторую, земную жизнь обрели самолеты и вертолеты былых времен самых различных типов и модификаций, принадлежавших разным ведомствам. Есть вертолет, состоявший ранее на службе в ГАИ. Здесь можно увидеть и потрогать даже настоящий наземный тренажер НКТЛ, который использовался в ВВС СССР для отработки действий летчика в особых случаях, с имитацией катапультирования из кабины самолета.