Образование

Напишем ваши имена

10-01 Много ли в Минске именных школ? В честь кого они названы?

10-01 В Минске есть школы и гимназии, которые носят имена полководца Георгия Жукова, национального героя Кубы Хосе Марти, казахского писателя Мухтара Ауэзова, первого секретаря ЦК КПБ Петра Машерова, народных поэтов Беларуси Янки Купалы и Якуба Коласа… Эти люди известны всему миру. Однако далеко не все знают имя Валентина Серебряного, которое носит гимназия № 41. Она названа в честь одного из педагогов. Факт редкий и достойный внимания.

Это единственное учреждение в столице, ученики которого традиционно ежегодно становятся победителями Международной математической олимпиады. Возможно, гимназия не обрела бы нынешней мировой известности, если бы в 1997 году в нее (тогда учреждение имело статус школы) не пришли работать два педагога — Борис Комраков и Валентин Серебряный. У них была профессиональная мечта — создать специализированные классы для увлеченных математикой детей. По воспоминаниям Бориса Борисовича, это оказалось непросто. Однако идея инициативных педагогов понравилась на то время директору 41-й школы Владимиру Щербе. Да и среди учеников и их родителей тоже нашлись такие, кто поверил в задумку Комракова и Серебряного, хотя в те годы они еще не имели той известности.
В спецклассы пришли дети из разных школ города. Новичков в детском коллективе восприняли настороженно, тем более что это были в основном мальчишки. Но «математики» быстро стали лидерами. Они были сильны как в учебе, так и в спорте. Вместе с учителями играли в футбол, подтягивались на брусьях, качали пресс.
Идея спецклассов быстро дала положительный результат: Сергей Марковский, ученик из первого набора, два года подряд побеждал на Международной математической олимпиаде. Его имя, как и имена многих других ребят, сейчас можно прочитать на стенде «Наши победители международных предметных олимпиад», размещенном на первом этаже гимназии.
10-02 Борис Борисович сегодня продолжает дело, начатое вместе с Валентином Хаимовичем. У него много помощников: в гимназии трудятся талантливые педагоги Леонид Лавринович, Евгений Жибрик (ученик Серебряного). А еще выпускники гимназии считают за честь заниматься со школьниками, помогают им готовиться к интеллектуальным соревнованиям.
— Ребята из математических классов особенные, — замечает педагог русского языка и литературы Наталья Басич. — Когда они рассуждают, можно заслушаться! А какие начитанные! С ними любят работать все учителя-предметники.
Разносторонне талантливым был и их учитель Валентин Сереб­ряный. Он издавал газету «Смешно сказать», которая даже продавалась в киосках «Белсоюзпечати», редактировал ученическую газету «Класс», писал стихи, участвовал в КВН, водил детей в походы…
К нему на уроки дети шли с огромным удовольствием, боготворили его.
— Валентин Хаимович, казалось, никогда не стремился к тому, чтобы математика у нас отскакивала от зубов, — рассказывает о своем учителе Евгений Жибрик, в свое время трижды побеждавший на Меж­дународной математической олимпиаде. — Урок всегда начинал с обращения к классу: «Может, у кого есть какие-то проблемы, вопросы?» Я никогда не видел, чтобы на перемене он выпроваживал учеников в коридор, он всегда разговаривал с ребятами, интересовался их жизнью. Был в курсе всех событий в классе. Дети доверяли ему свои секреты. Если бы у меня были личные проблемы, то я бы в первую очередь обратился за советом к нему. И еще у Валентина Хаимовича мы исправляли отметки, которые получали у Бориса Борисовича. Если на уроке, выполняя задание, кто-то из ребят чувствовал, что не знает ответа, Серебряный предлагал ему в конце работы написать без ошибок следующую фразу: «Пожалуйста, не ставьте мне отметку, я обязательно выучу тему к следующему уроку». Главное — без ошибок, тогда все прощалось. Но если на уроке у ученика не было дневника, учитель снижал отметку и говорил: «Школьник на занятиях без дневника — как солдат в бою без винтовки». В перерывах между решениями сложных задач он рассказывал какую-нибудь забавную, но поучительную историю из жизни. Мы не только смеялись, но и вывод для себя делали полезный.
— Валентин Серебряный с большим уважением относился к детям, — вспоминает Борис Комраков. — Взаимоотношение строил на основе сотрудничества: выскажи свою точку зрения, докажи. Складывалось мнение, что диалог вели коллеги: старший (учитель) и младший (ученик). При этом никакого панибратства не было, как и проблем с дисциплиной. Все замечания Валентин Хаимович высказывал спокойным голосом. И это впечатляло.
В одном из своих стихотворений, которое затем было положено на музыку и стало неофициальным гимном 41-й гимназии, Серебряный отмечал, что у него «роман со школой». Эту песню на последнем звонке исполняют выпускники, прощаясь со своими учителями и детством.
Валентин Хаимович умер в школе во время проверки «тетрадей для души» (в них ученики записывали задачи и решения, которые выбирали по своему желанию вне программы).
Во время церемонии прощания с Валентином Серебряным кто-то заметил: «Умер, держа в руках детские души…»
Весть о смерти любимого учителя разлетелась быстро. В Минск с разных уголков страны и зарубежья слетелись его бывшие ученики, чтобы проститься с ним. Он был для них больше, чем учитель математики, он был учителем жизни. Рядом с Серебряным все дети чувствовали себя способными и любимыми.
В своем последнем обращении к выпускникам 2005 года он так и сказал: «И как бы вам ни было трудно, помните: вы не одиноки, есть человек, который всегда на вашей стороне и для которого каждый из вас — самый любимый ученик».
С предложением назвать 41-ю школу именем ее учителя выступили дети и их родители. Большое количество подписей под соответствующей просьбой собрали за очень короткий срок. Администрация и педагоги учреждения поддержали идею, и в 2009 году у СШ № 41 появилось имя. В школьной жизни столицы, да и республики в целом, это стало настоящим событием.
…Валентин Хаимович не дожил всего несколько месяцев до своего 60-летия. Днем памяти Серебряного в гимназии стал день его рождения — 20 мая. Коллеги и ученики собираются в библиотеке возле музейного уголка В.Х. Серебряного и обязательно смотрят фильм, в котором он со учениками гоняет по стадиону мяч, шутит и смеется…
Вместо послесловия
Эту статью я задумывала не только для того, чтобы вспомнить светлое имя Валентина Серебряного. В Минске работают немало замечательных педагогов, в честь которых можно назвать школу, установить мемориальную доску. Как нас учили, память нужно развивать. Вот давайте вместе и подумаем, как укреплять нашу память на славные учительские имена. Можно начать с малого — создать в каж­дой школе свою учительскую аллею звезд. Уверена, это не только повысит престиж учреждений образования, но и положительно повлияет на статус учителя в целом.