Культура

Перезимовать на премьерах

09-01 Несколько поводов провести долгие зимние вечера в минских театрах. 

09-01 Белорусский государственный академический музыкальный театр. Премьера мюзикла Олега Ходоско «Шолом алейхем! Мир вам, люди!»

 

Спектакль вобрал в себя драму, комедию, трагикомедию еврейского народа в лице персонажа — мудрого и сильного духом, честного и ироничного деревенского философа Тевье-молочника.

Поразительно, что именно Музыкальный, который некоторые несведущие люди до сих пор называют опереткой, хотя, оставив оперетту в своей основе, он давно ее перерос по многим параметрам, именно этот театр показал пример, как в нашем неспокойном мире надо вести разговор о межнациональных отношениях. Проняло даже тех зрителей, которые шли весело провести вечер и посмеяться над всеми этими «цирлих-манирлих».

Вымышленная Анатовка, дореволюционное местечко под Киевом, неожиданно (спектакль задумывался несколько лет назад) оказалась актуальной в свете тех событий, которые происходят в стране-соседке. Смотришь — и вдруг спохватываешься: беда может прийти оттуда, откуда не ждешь… О спектакле можно говорить долго, отмечу два пронзительных фрагмента, когда слезы подступают к горлу. Первый — субботняя молитва. Семья за столом. Свечи зажжены. Мир дому, мир миру. Музыка Олега Ходоско — пафосная, духовная, но «сказанная шепотом». И второй фрагмент — умирает хозяйка дома Голда, а в это же самое время рождается ее внучка Голда, одна жизнь перетекает в другую. Зритель забывает, что находится в театральных стенах, где в основном поют и пляшут. Хотя и на этом спектакле тоже поют и пляшут, отпускают такие словечки, что зал ухохатывается. Но на сей раз драматическая составляющая спектакля, вобравшая огромный жизненный материал, стала важнее и главнее музыкальной.

Это лучше, чем просто хороший мюзикл. Это хороший поступок театра. Зал после оваций уходит домой, унося «последействие» — мысленно вспоминаешь ту или иную сцену и вникаешь в ее содержание. Создатели спектакля — режиссер, заслуженный деятель искусств России Михаил Ковальчик, дирижер Юрий Галяс, художники Андрей Меренков и Любовь Сидельникова, балетмейстер народный артист Беларуси Владимир Иванов и хормейстер Светлана Петрова — нашли тон, акцент, меру, интонацию, когда на сцене действительно искусство. Главное — нашли финал, в котором оптимистическая трагедия Тевье, его семьи и односельчан и в самом деле оптимистична. Нам говорят: посмотрите на неунывающего Тевье, у него беседер — все будет в порядке. Беседеру на сцене и в жизни хочется верить.

В главных ролях — народная артистка Беларуси Наталия Гайда, лауреат Национальной театральной премии Антон Заянчковский, заслуженная артистка Республики Беларусь Маргарита Александрович, лауреаты международного конкурса Лидия Кузьмицкая, Екатерина Дегтярева, Виктор Циркунович, Наталья Дементьева, Леся Лют, Илона Казакевич, Денис Немцов, дипломант международного конкурса Александр Осипец.

Республиканский театр белорусской драматургии. Премьера документального спектакля «Мабыць?»

Актер Максим Брагинец произносит монолог фаната «Спартака» — зрительный зал чувствует энергетику трибун стадиона. Болельщик — один из героев спектакля «Мабыць?», созданного по законам документального театра. Режиссер и актеры, занятые в постановке, записали интервью с нашими современниками, которые живут в Беларуси или бывают здесь по работе или как туристы. Говорили про веру, «мову», толерантность, насилие в семье, помощь бездомным животным — в зависимости от того, кто респондент, что его волнует. Когда все интервью были записаны, создатели спектакля провели отбор: в пьесу, безусловно, вошел не весь материал. Драматург Дмитрий Богославский, подобно опытному звукорежиссеру, смикшировал голоса конт­ролера, проверяющего билеты в общественном транспорте, моск­вички, которая часто бывает в Беларуси, женщин, пострадавших от домашнего насилия, волонтера, спасающей бездомных животных, художника и других прототипов героев.
— Это целина с точки зрения методологии создания спектакля. Нет привычных ходов. Эта постановка, как первопутье, освоение новых творческих просторов и для актеров, и для режиссера, — делился мнением во время пресс-конференции художественный руководитель театра Александр Гарцуев.

Читайте также:  Фигурки высшего пилотажа

В спектакле нет общей сюжетной линии, традиционных завязки, кульминации, развязки. Самостоятельные эссе связаны временем — день сегодняшний — и местом — Беларусь. Можно поставить точку в любой момент, а можно бесконечно продолжать рассказ, дополняя спектакль историями врачей, учителей, банкиров — всех тех, кому есть что рассказать про день сегодняшний.

Актеры максимально считывают речевые характеристики своих респондентов, их жесты, манеру поведения. И здесь было важно не сбиться на пародию, последовав принципам передачи «Аншлаг». Или уйти в другую крайность — увязнуть в долгих монологах, тем самым быстро наскучив зрителю.

Режиссер спектакля Александр Марченко нашел, казалось бы простой, но очень точный ход. Обувь. Актеры, которые исполняют по несколько ролей за спектакль, перевоплощаются-переобуваются на глазах у зрителей. Это обыденное действие вызывает контрастные эмоции в зависимости от того, кто говорит со сцены. Две женщины спотыкаются. Высокие каблуки. Подробно рассказывают про «бьет, значит любит». Тут сложно не потерять жизнестойкость. Или вот москвичка снимает лаковые брендовые ботинки, надевает простецкую обувь. Ее монолог все больше походит на оду российско-белорусской дружбе. Когда градус патетики зашкаливает, вступает баянист. Звучит музыкальное сопровождение (композитор — Егор Забелов), пафос сменяется иронией.

Жанр спектакля режиссер обозначил метафорически — «голоса вокруг наших вопросов». «Мабыць?» — тот случай, когда разговор про хорошо узнаваемое. Тут есть и минский футбольный стадион, и приют для бездомных животных на Гурского, и трамвай, который подъезжает к театру белорусской драматургии. Тут звучат вопросы, которые, не исключено, вы обсуждали в компании друзей, или над которыми думали, прочитав статью в прессе или пост в социальных сетях. На обобщения и выводы никто не претендует, ведь это не соц­опрос или научное исследование. Поэтому не наверняка, а наверное — «мабыць, так, а мабыць, і не».

Ближайшие премьеры: что репетируют столичные театры?

Недели две назад работа Александра Янушкевича как режиссера детских спектаклей «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» и «Клочки по закоулочкам» была отмечена Нацио­нальной театральной премией, а уже 20 декабря в Белорусском государственном театре кукол маленькие зрители увидят его новую постановку «Волк и семеро козлят». Это спектакль-игра по мотивам народных сказок для детей от трех лет и своего рода прощальная гастроль Александра Янушкевича перед переездом в Россию — режиссера пригласили на пост художественного руководителя Пермского театра кукол.

Афишу Республиканского театра белорусской драматургии вскоре также дополнит премьера для детей. Историю о том, что «Все мыши любят цирк», там покажут 23 декабря. Режиссером невероятной истории о силе искусства выступила актриса Вероника Буслаева. В спектакле задействованы все молодые артисты театра.

Белорусский государственный молодежный театр, получивший наконец собственный дом на Козлова, 17, дает премьеру за премьерой. Открыл сезон в октябре постановкой «Саня, Ваня, с ними Римас», уже в ноябре показал «Бесприданницу», готовит детские новогодние спектакли «Аленький цветочек» и «Дунюшка и Кощеево царство», а 23 декабря представит спектакль «Чехов. Комедия. Чайка». Режиссер — Искандер Исаев, в прошлом сезоне поставивший в Молодежном «Козий остров», который по стилистике выбивается из репертуара театра.

Интересно, что параллельно репетиции чеховской «Чайки» идут и на главной драматической сцене — в Купаловском театре. Правда, там премьеру дадут только в апреле следующего года. Режиссер Николай Пинигин пригласил для совместной работы сценографа из Литвы Мариуса Яцовскиса, который сотрудничает с ведущими театрами Вильнюса и Москвы.

Национальный академический драматический театр имени М. Горького 24 декабря приглашает на новогодний капустник «Капуста по-russki». Карнавальные маски и новогодние аксессуары у зрителей приветствуются — вдруг придется оказаться участником спектакля.