Экономический курьер

Там, за «Горизонтом»

06-01 Почему даже во время ажиотажного спроса на различные товары продукция белорусских производителей остается на втором плане?

06-01 Я покупатель-патриот. Считаю, что многие наши товары заслуживают того, чтобы на прилавках долго не залеживаться. За продукты питания, по крайней мере, не стыдно. Вкус белорусских мяса и молока — это настоящий вкус без всякой там химии.

За примером далеко ходить не надо. Отдыхали с женой прошлым летом в Болгарии. Решили сделать овощной салат со сметаной. Купили в супермаркете пластиковую коробочку с маркировкой «Сметана 16 %». Пришлось есть салат с оливковым маслом, так как молочный продукт оказался весьма жиденьким кисленьким кефирчиком…

Другой пример более масштабный. Соседи-россияне, которым Россельхознадзор пытался промыть мозги относительно якобы некачественной белорусской пищевой продукции, «не соответствующей нормам и требованиям, предусмотренным законодательством России и Таможенного союза», все равно выбирают белорусское. Но, испытывая гордость за отечественный мясомолпром, не хочу впадать в квасной патриотизм, говоря про наши потребительские промышленные товары. На днях мне стало очень обидно.

…Полки в одном из крупных минских магазинов бытовой техники зияли пустотой. Толпа, заполонившая торговый зал, чего-то ждала. Продавец-консультант зычно вещал:

— Уважаемые покупатели, больше телевизоров сегодня в продаже не будет…

— И «Витязей» с «Горизонтами» нет? — поинтересовался я, протиснувшись к кассе.

— Вот стоят — и «Витязи», и «Горизонты»! — работник гипермаркета махнул рукой куда-то в сторону. — Даже сегодня их не берут. (Этот диалог состоялся 20 декабря в 13.00).

— А кому они нужны?! — включаются в разговор двое среднего возраста мужчин. — Там же нет ни 3D, ни Smart TV, ни качественной картинки, ни звука нормального, а цена почти как у Samsung! Вы посмотрите технические характеристики — пустая панель.

Справедливости ради отмечу: вечером того же дня, побывав еще в нескольких магазинах бытовой техники, я не увидел белорусских ни ТВ, ни стиральных машин.

— Когда не стало импорта, по­шла отечественная техника, — консультант-продавец был откровенен. — Импорт вымели весь. Надеюсь, в течение месяца восстановим продажи…

Мне вспомнилось прошлогоднее заседание коллегии Минторга, на котором один из заместителей генерального директора холдинга «Горизонт» утверждал, что их техника превосходит тот же Samsung. Прошло полтора года. Южнокорейские корпорации LG и Samsung уже представили изогнутые телевизоры формата Full HD со всеми продвинутыми технологиями. «Горизонт» до сих пор на своем сайте анонсирует ТВ с частотой смены кадров 50 — максимум 100 Гц, без специальных возможностей. Даже комментировать не хочется...

Зато хочу обратиться еще к одному интересному факту. С 20 декабря Минторг за нарушения законодательства о торговле приостановил работу 21 обувного магазина «Мегатоп», 13 субъектов предпринимательской деятельности, расположенных в Минске, Бресте, Кобрине, Витебске, Гомеле, Гродно и Бобруйске. Комментарий Минторга лаконичен: «Проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства во всех проверенных магазинах ­обу­вь отечественного производства была представлена в крайне узком ассортименте и 1-2 производителей. Кроме того, выявлены факты реализации сопутствующих товаров с истекшим сроком годности, отсутствие информации о товарах, их производителях и др.».

«Мегатоп» сразу же отреагировал: «Компания в оперативном режиме работает над устранением возникших несоответствий и наде­ется в скорейшие сроки возобновить работу в полном объеме». Для дополнения ассортиментного перечня, с которым связаны основные требования Минторга, заключены договоры с белорусскими производителями мужской, детской и домашней обуви, а также подготовлены заявки на поставки недостающих типов товара.

Согласен, Минторг прав. Сам покупал обувь в «Мегатопе» — сплошь китайское производство. Правда, модельное разно­образие впечатляет. Цена? Мужские демисезонные туфли — в пределах 250-300 тысяч рублей. А «чаравiкi» «Белвеста» и «Марко» (пока речь о них) в торговой сети стоят 600-700 тысяч. Можно спорить о качестве, о том, натуральная кожа используется в производстве или искусственная. Покупателю при таком раскладе цен все равно. Он купит 2 пары обуви вместо одной и останется доволен.

У меня в связи с этим только два вопроса. Можно воспользоваться помощью Минторга и в протекционистском порядке насаждать продукцию частных (!) компаний (а «Марко» и «Белвест» являются таковыми) в магазины, по сути, конкурентов, но насколько она будет там востребована? И определяющее — как заставить потребителя приобрести неконкурентоспособный товар?

Почему-то не беспокоюсь за отечественного покупателя. Его на кривой козе не объедешь…