День за днем

Нам лишнего не надо

11-01 Как встретить Новый год и Рождество без лишних трат

11-01 Праздник есть праздник, и слово «экономия» здесь, вроде, неуместно. Чтобы украсить стол самыми вкусными и изысканными блюдами, накануне всякие деликатесы закупаем сумками. И правильно — Новый год случается раз в двенадцать месяцев. Но речь вовсе не о том, чтобы поскупиться на хорошее угощение, напитки или развлечения. А о том, чтобы не сорить понапрасну деньгами. Возьмем праздничный стол. Прежде всего, не стоит усердствовать с холодными закусками и салатами. Они хорошо идут только поначалу — до и после боя курантов. Когда на стол подается разнообразное горячее, все переключаются на него. Основная масса нарезанного тазиками назавтра к употреблению уже непригодна и попадает в мусорку. Похожая участь постигает и нарезки из колбас, ветчины, буженины, карбоната. К утру они заветриваются, теряют товарный вид, их выбрасывают. В прошлую новогоднюю ночь автору довелось наблюдать в гостях, как двое хозяйских деток пристраивали к колесам игрушечной машинки никому уже не нужные кружочки ветчины. Меняли летнюю «резину» на зимнюю. При обилии блюд невостребованными на столе остаются студень и многочисленные безалкогольные напитки, про которые все забывают, едва открыв. А еще — домашние компоты и закатки. По подсчетам автора, лишние расходы на застолье доходят до 25-30 процентов от всей потраченной суммы. Чтобы этого избежать, лучше всего составить разумное меню исходя из практики прошлых лет. Без фанатизма.

Даром не надо

Еще одна статья необоснованных трат — подарки близким и друзьям. Не в том смысле, что их не нужно делать, а в том, что частенько мы тратим деньги на вещи, которые ни удовольствия, ни пользы не приносят.

Многие признаются, что в основном им дарят совсем не то, что бы хотелось. Чаще всего преподносят всякие безделушки, которые захламляют квартиру и годами в качестве подарков кочуют туда-сюда по знакомым. А ведь у каждого из близких и друзей есть свои мечты и желания. Вместо ненужных сувениров можно подарить абонемент в бассейн или сау­ну, билеты на хороший спектакль, спортивный матч. Оплатить (хотя бы частично) какой-то редкий мас­тер-класс, курсы иностранного языка, посещение тренажерного зала, интересную экскурсию. Внести свой посильный вклад в будущий отпуск дорогого человека, вручить сертификат на необычный вид досуга. В конце концов, сводить на обед в ресторан.

Вспоминаю родственницу, которая никак не могла собрать нужную сумму на качественное протезирование зубов. Дело недешевое. Скинулись близкие. Сейчас дама сияет белоснежной улыбкой и до сих пор нас благодарит.

Хватательный рефлекс

Ощутимую угрозу для кошельков таят и декабрьские акции, скидки, распродажи. Люди покупают то, что им в жизни никогда не пригодится и что в обычное время ни за что не приобрели бы. Чтобы создать ажио­таж, магазины используют разно­образные хитрые приемы.

— Суть одного из них такова: перед тем как уценить товар и устроить распродажу или акцию, сначала делается накрутка на старую цену, — поясняет один из маркетологов. — А потом на товарах развешиваются таблички типа «-15 %». Люди на это ведутся и покупают вещи иногда даже дороже, чем до праздничной акции.

Пару месяцев назад в одном из магазинов автор примеряла блузку. Поэтому и цену запомнила. Хотела купить, но не нашлось нужной расцветки. В этом же самом магазине на той же самой блузке с новой ценой вижу ярлычок — «скидка 20 %». Но в итоге стоимость получалась даже немного выше, чем раньше.

— Когда проводим акции типа «Купи три вещи и на третью получи скидку 50 %», люди охотно берут по три наименования, — продолжает маркетолог. — Причем наполовину уценяется товар самый дешевый и вышедший из моды. В итоге магазин освобождается от залежалых вещей и быстро выполняет план.

Ярлычок с новой ценой рядом со старой — тоже маркетинговый ход. Даже если товар и со скидкой покажется дороговатым, то, когда увидите старую стоимость, сомнения улетучатся. Надо брать.