Новость дня Образование

Груз знаний

01-01-01-10Сколько должен весить портфель школьника и какую тяжесть на самом деле ученику приходится таскать на плечах, выясняли наши корреспонденты

01-01-02-10Судя по ощущениям, даже увесистые продуктовые авоськи накануне праздников не догоняют по тяжести этот атрибут школьной жизни — мне, нехрупкой даме, дочкин рюкзак оттягивает руку чуть не до земли. И знакомые еще шутят, что в своей сумочке таскаю кирпичи?! Пусть попробуют поднять нагруженный «знаниями» ранец!

Открыв «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», узнаю любопытную вещь: по правилам «масса ежедневного комплекта учебников учащихся общеобразовательных учреждений с письменными принадлежностями (без массы ранца) для учащихся 5-6-х классов должна предусматриваться не более 3,0 кг».

Что ж, берем весы и на протяжении всей учебной недели аккуратнейшим образом определяем эту самую «ежедневную массу», которая, увы, категорически не желает опускаться ниже отметки 6 (!) килограммов. Впрочем, исключения бывают, например, в дни занятий физкультурой. Однако оставшиеся дома полкило книг с лихвой компенсируются полуторакилограммовым пакетом со спортивной формой.

Следующий шаг — внимательное изучение содержимого портфеля: возможно, в его недрах скрывается непредусмотренный школьной программой груз. Но тщательный осмотр тоже не дает результатов. Учебники, тетради, ручки и карандаши в легком матерчатом пенале — никаких излишеств.

Не буду лукавить: в свои школьные годы мы тоже не могли похвастаться портфелями веса пера. И если теперь модно делить учебники на два тома, то в наше время их, наоборот, стремились объединять: «Геометрия, 6-10-й классы», «Русский язык, 5-6-й классы», «Ботаника, 5-6-й классы»… Думаю, этот список вспомнят и продолжат многие нынешние родители. И неважно, какой из вариантов лучше с точки зрения получения знаний. Проблема в том, что от перемены мест слагаемых сумма, то есть общий вес портфеля, ничуть не уменьшилась.

Впрочем, мы находили выход из ситуации, договариваясь с соседями по парте о разделении груза знаний: ты несешь вот эти три учебника, я — эти. Все очень просто, несмотря на то что даже не во всех квартирах в те годы были телефоны, и внезапная болезнь соседа по парте могла оставить без половины комплекта. Однако учителя относились к такому казусу вполне лояльно и могли даже пожертвовать учебником с собственного стола. Почему же не договариваются о подобном со­временные дети?

Не стану отвечать за всех, но в классе у моей дочери взаимоотношения между одноклассниками, считаю, просто зашли в тупик. Это раньше в школу ходили ребята, живущие в соседних домах-дворах. Сегодня же в учебные заведения (особенно в те, которые пользуются популярностью) ребятню привозят со всех концов города и даже из пригорода. Понятно, при таком раскладе школяры после уроков разъезжаются на все четыре стороны, и о совместных сближающих играх во дворе речь не идет. Мас­ла в огонь подливают и некоторые учителя, активно рекомендующие не делиться «секретной» информацией о содержании домашнего задания с теми, кто по какой-либо причине не успел списать его с классной доски. О какой дружбе и взаимовыручке в таком случае может идти речь?

Казалось бы, выход подсказывает опыт вузов: внедрение в учебное расписание так называемых пар — сдвоенных уроков. Действительно, ведь гораздо проще подготовиться к трем урокам, чем к шести, и взять с собой не шесть учебников, а вдвое меньше. Да и учителя могли бы спокойно, не поглядывая на часы, проверить домашнее задание, объяснить и закрепить на уроке новый материал. А так… Частенько педагог тратит на проверку домашнего задания едва ли не все 45 минут. Новый же материал предлагает детям освоить дома по учебнику. На следующем занятии снова начинается проверка домашки, которую ученики, не понявшие тему, конечно же, выполнили некачественно. А значит, опять нехватка времени на объяснения, заочное изучение новых параграфов, списанная с решебников домашняя работа… Бег по кругу.

По словам знакомой учительницы, которая ежегодно составляет расписание занятий для родного учебного заведения, сдвоенные уроки запрещены теми же гигиеническими требованиями. Исключительно ради здоровья детей. А ничего, что при этом они, отсидев по 6-7 часов в школе (а в старших классах и того больше!), затем до полуночи корпят над заданиями? Математика, физика, русский, английский, литература, география… Вы давно пробовали в один вечер выучить два стихотворения (по русской и белорусской литературе), подготовить пересказ по иностранному и выполнить письменные упражнения по математике и русскому языку? Может, пресловутые «пары» в данном случае все же меньшее для здоровья зло? Тем более что упомянутый выше нормативный документ допускает объединение двух уроков по отдельным учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне. Какое счастье! Хотя бы для гимназистов, нагрузка у которых выше, чем у обычных школьников.

Ну а моя дочь пока ежедневно тянет почти полупудовый ранец в школу и обратно. Благо к моде на сумки, висящие на одном плече, она пока равнодушна, и мы утешаем себя мыслями о том, что тяжеленный рюкзак играет роль свое­образного корректора осанки. Я же по утрам выполняю функцию подсобного рабочего, который подносит к школьному порогу пакеты со спортивной формой или принадлежностями для урока труда. А по вечерам, заметив, что ребенок ссутулился возле телевизора или компьютера, грозно обещаю: если будешь сидеть вопросительным знаком, принесу рюкзак и надену тебе на плечи в качестве противовеса! Угроза действует.

01-01-03-10Валентина Гапанович, врач-гигиенист Центра гигиены и эпидемиологии Партизанского района:

Санитарные врачи знают, что реальный вес ежедневного набора школьных принадлежностей заметно превышает установленный. В начальной школе настоятельно рекомендуем оставлять учебники в классах, оборудуя там специальные ячейки для их хранения. Многие дети ходят в группу продленного дня, делают там уроки, а значит, дома пособия им не нужны. Что касается средних и старших классов, ситуа­ция сложнее. Продленок нет, а кабинетная система не дает возможности хранить книги в классе. К тому же многие школьники посещают всевозможные кружки, загружая в порт­фели дополнительную литературу или материалы для творчества. Ранцы-рюкзаки, таким образом, прирастают недозволенными килограммами.

Сегодня ведется речь о замене бумажных учебников планшетами. Правда, мы, медики, опасаемся, что это ухудшит зрение детей. Гаджеты вошли в нашу жизнь относительно недавно, и их влияние на здоровье изучено недостаточно. Так что однозначного ответа, как изменить ситуацию, пока, увы, нет. Однако проблему должны решать все заинтересованные ведомства, ведь речь идет о здоровье будущих поколений

Личный опыт

01-01-04-10Неподъемные ученические рюкзаки уже стали притчей во языцех

Наша семья впервые столкнулась с указанной проблемой 11 лет назад, когда в школу пошел старший сын. Предложения родителей о том, чтобы дети, сидящие за одной партой, носили учебники по очереди, учительница отвергла. «Это вредно для зрения, — объяснила она. — Ребенок постоянно будет держать голову повернутой набок, чтобы прочесть задание в учебнике, лежащем посреди стола».

Нет так нет, и мы с мужем взялись носить ранец в школу по очереди. В послеурочное время эта почетная обязанность была возложена на бабушку.

Через 3,5 года, когда школьником стал младший сын, ничего не изменилось. Все те же родительские окрики «давай помогу!» и бабушкины возгласы «ах, бедный, так ведь и спину надорвать можно».

Сегодня младший уже семиклассник, с рюкзаком справляется без посторонней помощи. «Да, тяжело, — говорит, — но я привык». Еще бы — столько лет тренировки! Как-то взвесила ради интереса сумку подростка — весы показали почти 5 килограммов.

Старшему повезло больше: он учится в 11-м классе лицея БНТУ, и его рюкзак вдвое легче, чем у брата. Все потому, что в лицее занятия проводят «парами», как в вузах.

С мыслями о том, что кому-то, возможно, повезло больше, чем моим детям, пришлось окончательно распрощаться после вчерашнего разговора с подругой. Ее 10-летние близнецы еже­дневно носят в школу груз весом больше 3,4 килограмма каждый. В дни, когда в расписании значатся физкультура или поход в бассейн с классом, детские ранцы утяжеляются еще на 1 килограмм.

Вот такая невеселая арифметика получается.

Согласно «Гигиеническим требованиям к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», масса ежедневного комплекта учебников учащихся общеобразовательных учреждений с письменными принадлежностями (без массы ранца) для учащихся

5-6-х классов должна предусматриваться не более 3,0 кг.