Образование

Классное собрание

13-01-01-03Cоциальный педагог, психолог, культорганизатор, психотерапевт и руководитель детского коллектива в одном лице — это кто?

13-01-02-03Больше года назад в Минске появился городской клуб классных руководителей «ДРУГ». О первых его успехах, задумках и проблемах беседуем с куратором клуба, методистом управления координации повышения квалификации специалистов воспитательной, социально-педагогической и психологической служб Минского городского института развития образования Ольгой Ероховец.

— Как клуб получил свое название?

— Это аббревиатура: Д — дети, Р — родители, У — учитель (классный руководитель), Г — гармония. Наша концепция представлена в виде трех кругов, расположенных один в другом: в центре — «учитель-ученик», в следующем круге — «учитель-ученик-семья» и в третьем — «социальная среда».

Классный руководитель тесно взаимодействует с родителями учеников, делая акцент на семейном, гендерном, нравственном воспитании.

И, конечно же, название нашего клуба связано с понятием «друг». К сожалению, некоторые дети уже и не знают, кто это: тот, кто тебе что-то дал, или тот, кто всегда рядом, сопереживает, радуется твоим успехам? Об этом ученикам сегодня нужно не только рассказывать, но и приводить примеры. Потому классному руководителю необходимо стараться быть старшим другом для своих подопечных: сопровождать их, поддерживать, направлять.

— Клуб создан по инициативе института развития образования или идея исходила от педагогов?

— Задумка о создании объ­единения классных руководителей родилась в управлении координации повышения квалификации специалистов воспитательной, социально-педагогической и психологической служб нашего института. В школах и гимназиях Минска трудятся примерно 7 тысяч классных руководителей. Как одному методисту, который курирует их работу, увидеть и помочь каждому? Да, учителя посещают курсы повышения квалификации, семинары, конференции, но эти встречи проходят в рамках определенных программ и тем, а ну­жен постоянный обмен мнениями, идеями. Мы хотели собрать неравнодушных классных руководителей в одну команду, чтобы аккумулировать и презентовать опыт лучших, оказывая моральную и методическую помощь каждому.

13-01-03-03— Кто вошел в команду?

— Первыми стали педагоги, которые участвовали в конкурсе профессионального мастерства «Столичный учитель — столичному образованию» в номинации «Педагог — воспитатель года (классный руководитель)». В соревновании приняли участие 36 представителей учреждений общего среднего и профессионально-технического образования. Победителями стали четверо: Татьяна Островская (средняя школа № 3, диплом первой степени), Елена Белкина (гимназия № 10, диплом второй степени), Наталья Груздова (гимназия № 13, диплом третьей степени) и Наталья Мирейко (гимназия № 5, диплом третьей степени).

Информация о новом педагогическом сообществе постепенно доходит до других классных руководителей, они приходят пообщаться. Классным руководителям сейчас в первую очередь нужна моральная поддерж­ка, а потом уже методическая.

— Что сделано за первый год работы?

— На первый год мы не ставили масштабных задач. Нужно было привлечь внимание, оценить свои реальные возможности. И нас заметили, стали приглашать на городские, республиканские и даже международные мероприятия.

Сейчас готовим к выпуску несколько методических пособий, планируем также создать карту опыта воспитательной практики школ города, собрав учреждения образования, в которых есть возможность получить методическую поддержку по определенным направлениям воспитательной работы.

— Многие директора школ отмечают, что классное руководство педагоги воспринимают как наказание. В чем причина?

— На сопровождение класса педагогу выделяют в среднем по 5 часов организационно-воспитательной работы (ОВР) в месяц. Что можно сделать за это время? Кто будет виноват, если в классе случится ЧП или понизится успеваемость? Конечно, классный руководитель, потому что многим родителям, к сожалению, незнакомо слово «ответственность»… Между тем у нас еще остались педагоги, которые на общественных началах готовы заниматься с учениками сутки напролет. Это в основном люди, получившие воспитание в советский период. Со­временное поколение педагогов иное. Они четко выстраивают свои временные, человеческие и профессиональные границы, в приоритет выносят личную жизнь и потребности. С точки зрения психологического здоровья, это вроде бы нормально, только ведь учитель — не просто профессия, а определенная философия, жизнь с весомой долей самоотдачи.

— Какой выход из этой ситуа­ции можно найти?

— В состав нашего клуба, например, вошли педагоги, которые участвовали в региональном проекте «Создание модели института освобожденного классного руководителя в учреждениях общего среднего образования». Это была попытка изменить позицию классного руководителя, обозначив концепцию его деятельности. На так называемое вариа­тивное классное руководство администрация школы выделяла не привычные 5 часов ОВР в месяц, а 9-11. Классные руководители имели возможность каждый день встречаться со своим классом и плотно контактировать с родителями и учителями-предметниками. В проекте были апробированы три модели организации классного руководства. Первая предполагала шефство одного педагога над двумя классами из параллели. Суть второй заключалась в том, что учитель начальных классов набирал 1-й класс и сохранял управление над своими выпускниками-четвероклассниками, то есть учениками уже 5-го класса. Третья модель предусматривала руководство «самым трудным» классом. Результаты проекта были эффективны, и многие учителя продолжают так работать и после окончания эксперимента.

— Нужно ратовать за то,  чтобы классные руководители были освобожденными?

— Я за введение отдельной должности «классный руководитель» с соответствующими обязанностями. В идеальном варианте — это специальность, по которой нужно готовить в вузе. Классный руководитель должен владеть знаниями по психологии, педагогике, философии и образовательному менеджменту, потому что он руководит коллективом детей. Многие говорят, что раньше один учитель успевал и уроки вести, и класс опекать. На это лишь замечу, что раньше дети были продуктом иного общества, а образовательная среда имела традиции, которые сегодня формируются практически заново. Пытаясь изобрести велосипед, мы многое утратили, в том числе и отношение к учителю.

— Какие проблемы озвучивают учителя на заседаниях клуба?

— Они сетуют на то, что из-за большого количества документов отчетности о проделанной работе не остается времени заниматься с классом. В лучшем случае на бумаге необходимо показать, что, как и сколько раз ты делал, всех ли охватил, по какому направлению и прочее. В худшем — приходится представлять в разных ракурсах одно и то же мероприятие для разных контролирующих сторон.

Занятие несвойственной учителю деятельностью — парадокс. Учитель должен учить, родитель — воспитывать, у нас же все перевернулось с ног на голову. Педагог не робот: его эмоциональные, физические, психические ресурсы ограничены. Раздвоение в работе — это как раздвоение личности. У учителя, который провел в день 4-6 уроков, не может быть сил на адекватное и обогащающее общение с детьми. Ему необходимо время на восстановление и подготовку к следующим занятиям, на личную жизнь, в конце концов.

В клуб «ДРУГ» входят более двух десятков классных руководителей — работников системы среднего и профессионально-технического образования.