Человек и его время

Директор под куполом

17-01 Директор Белорусского государственного цирка Владимир Шабан рассказал о ремонте общежития для артистов, минских аншлагах и будущих гастролях отечественной труппы за рубежом

17-01 — Владимир Анатольевич, уже больше года вы возглавляете Белорусский государственный цирк. Успели постигнуть хитрости руководства?

— Думаю, у большинства государственных учреждений форма управления схожа. Но в нашем есть своя специфика: гастрольная деятельность и настоящее хозяйство, сельское (смеется). Поэтому нужно думать не только о том, как дать людям работу, зрителям — шоу, но и как ухаживать за четвероногими артистами — животными, покупать им корм. Когда пришел в цирк, первым делом познакомился с работой манежа. Оказалось, что это настоящее государство в государстве, где сложнейший механизм позволяет за четверть часа сменять четыре покрытия арены. Не побоялся залезть и под купол (высота 20 метров 82 сантиметра), чтобы почувствовать, каково артистам, работающим под его сводами. Признаюсь, это было впечатляюще.

Если же говорить о хитростях, то их как раз пришлось устранять. Так, при реконструкции цирка для приезжих артистов были построены великолепные гримерки, в которых участники представлений могли подготовиться к номеру, нанести грим, принять душ или отдохнуть после выступления. Но оказалось, что люди там еще и… жили. А это неприемлемо, поскольку условия именно для проживания не соответствуют санитарным и пожарным нормам. Раньше на это закрывали глаза. При этом в нормативных документах предприятия есть пункт: если цирк приглашает артистов, он обязуется их обеспечить жильем.

Осмотрев здание, обнаружил, что два первых этажа занимает сторонняя организация (она, к слову, уже нашла себе новое место). Приняли решение сделать ремонт, поскольку там все было запущено и использовалось не полностью. Сегодня общежитие практически отремонтировано, там живут наши артисты и участники «Шоу гигантских фонтанов». И главное, что мы экономим огромную сумму денег.

— Наверняка пришлось «подчищать» не только хозяйство, но и кадры. Многие ли занимались не своим делом, на ваш взгляд?

— Если приходит сильный руководитель (я не боюсь этого слова в отношении себя), то он сохраняет профессионалов, не переживая за их поведение. Побеседовал с каждым сотрудником цирка, однако знаю, что многие шли ко мне в кабинет с мыслями об увольнении. Они уже позже мне признавались (улыбается). Но для меня в первую очередь это были специалисты. Ведь одно дело всех разогнать, а потом искать других работников, и совсем иное — услышать людей и уже вместе с ними строить сильное предприятие. У нас не было времени на раскачку, поэтому большинство сотрудников продолжили работу. В итоге костяк руководства остался, но пришлось заменить слабые звенья — например, некоторых начальников отделов. Не все приняли мои формы и методы работы. Почему? Я не терплю непрофессионализма, ведь сам с первого дня закатал рукава для труда на благо цирка и зрителей. Упорядочил структуру, штатное расписание, и наконец-то каждый начал заниматься своим делом. Если хаосу вовремя задать доминанту, он прекращается.

— Одной из основных задач для себя вы ставили создание белорусской программы. Справились. Что дальше?

— Белорусское шоу готовилось в наших стенах почти девять месяцев силами всего предприятия. Были задействованы все 55 белорусских артистов. Пробный шаг, обкатку, сделали в Симферополе. Я как раз ездил туда в командировку, познакомился с директором местного цирка, и мы решили показать наработки белорусского шоу жителям Крыма. Наши артисты оживились, съездили и показали класс. С успехом прошло шоу и в Минске.

— Интересно, самостоятельно принимаете решение, какие представления показывать в Минске, или прислушиваетесь к мнению других профессионалов?

— Если мы привезем артистов, которые не отвечают вкусам зрителей, то залы будут пустые. Говоря о перспективах новых программ, мы коллективно (!) изучаем рынок цирковых услуг. Для этого залезли в архив, посмотрели, чем цирк удивлял горожан последние десять лет. Например, осенняя программа «Парад династий» родилась из юбилея династии Майхровских, к которым мы подключили другие цирковые семьи. Те же сегодняшние фонтаны для Минска — диковинка. Зачастую кто-то из руководства едет смотреть программу перед ее привозом в Минск. И решаем, брать ее полностью или чем-то усиливать. Сейчас могу открыть маленький секрет — собираемся сделать шоу из номеров, занесенных в Книгу рекордов Гиннесса. При этом в представлении будут и белорусские вкрапления. И мы ясно понимаем, что одними трюками публику не удивить. Почему? Главные гости цирка — дети, а им, конечно, ближе номера с животными. Так что стоит ждать и приезда ярких представителей фауны. В сентябре будем удивлять минчан такими экзотическими зверями, которых большинство людей видели только по телевизору.

— Как директор, кому отдаете прерогативу — артистам или зрителям?

— Я не случайно несколько раз смотрел шоу «Гигантских фонтанов», перед тем как показать его минчанам. Ведь водных шоу в минском цирке не было давно. Поэтому на первом этапе мне интересны артисты. И мы попали в точку! Не успел наш рекламный отдел запустить анонсы, а билеты на февраль уже были проданы. Сейчас почти раскуплены квитки на март. Уже готовим партию билетов на апрель. В день продается по тысяче билетов. И вот тут мне уже важна реакция публики. Она положительная, что очень радует.

— За последнее время белорусские артисты удостоились признания в Москве, победили на цирковом фестивале в Риге. Это закономерно?

— Я сказал артистам, что поддержу тех, кто достоин выступления на международном уровне, и найду деньги на участие в фестивалях. Поэтому, когда конная наездница Настя Евхименко приехала из Москвы с наградой от цирка Никулина, я видел, что она способна на большее. И мы поехали на фестиваль в Ригу, где она взяла «золото» и приз зрительских симпатий. И тут же последовали предложения от конферансье по всему миру.

— Иностранные гости часто появляются в вашем кабинете?

— Цирковой мир знает о наших планах и лучшем цирке в мире. Нам уже предложили гастроли в город Грозный, где построен современный культурно-развлекательный центр «Колизей» на 4 тысячи мест. Также в планах — покорение белорусской труппой других городов Кавказа. Есть контакты с директорами будапештского и рижского цирка. У нас в гостях побывали представители Алматы и Астаны. Звонили из Франции и США, хотят сотрудничать и обмениваться программами. Сейчас можно смело говорить, что если Минск — центр СНГ, то наш цирк — центр циркового искусства на евроазиатском континенте.

— Владимир Анатольевич, спустя год вы уже говорите как настоящий профессионал. Теперь вы «цирковой»?

— Мне всегда нравилась масштабность и никогда не хотелось запираться в тепленьком кабинете. Знаю, что наш цирк — один из лучших в Европе. У меня сейчас словно открылось второе дыхание, много энергии и задумок. Что скрывать, отрадно слышать слова коллег, которые отмечают, что за год мне удалось стать «цирковым». Для меня это многое значит. Но такой оценке предшествовала серьезная и глубокая впитка всего, что есть в этом искусстве. Сегодня живу цирком, и любимая работа меня вдохновляет.