Человек и его время

Уроки предков

13-01 Что из правил традиционной семьи стоит сохранять в XXI веке?

13-01 Даже в наше продвинутое время полезно обращаться к опыту народной педагогики: на протяжении многих веков она помогала воспитывать достойных людей, а сегодня у нас это отнюдь не всегда получается.

Чем была сильна и чем дорожила традиционная белорусская семья? Чему учили наши предки своих детей? Какие традиции народного воспитания по-прежнему актуальны? Об этом беседуем с ведущим научным сотрудником отдела народоведения Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси доктором исторических наук Любовью Раковой.

Эволюция семьи

— Любовь Васильевна, как бы вы обозначили главные различия традиционной белорусской семьи и ее современной модели?

— Традиционная семья состояла из нескольких поколений, была многодетной и патриархальной по своему укладу, главным считался мужчина. Сегодня она нуклеарная (состоит из поколения родителей и детей), в ней, как правило, 1-2 ребенка, а отношения между мужем и женой, скорее, партнерские.

— К сожалению, партнерские отношения не сделали семью крепче. Число разводов увеличилось несопоставимо, мужчины сегодня нередко охотно перекладывают груз ответственности на женские плечи. Это результат гендерного равенства?

— Причин нынешнего кризиса семьи много. В прежние времена мужчина рано становился самостоятельным и был готов к роли главы семьи. Он отвечал за то, чтобы прокормить всех ее членов, вырастить и хорошо воспитать детей, подготовить их к взрослой жизни. Жена подчинялась мужу, но играла свою большую роль, и ее тоже уважали. Социальные роли мужчины и женщины в обществе разграничивались, но при этом домостроя в Беларуси не было. Дети ежедневно видели вклад отца в благосостояние семьи, и это повышало его авторитет. Сыновья и дочери слушались главу семьи до вступления в брак. Сегодня же дети зачастую не знают, чем занят их родитель на работе, и это снижает его статус. Да и не только это… Безответственность нынешних мужчин, их инертность, безразличие к судьбам детей — крайне негативная тенденция. Роль отца в семье надо повышать, следует стимулировать родителей, которые создают крепкие полные союзы. Ведь число детей, родившихся вне брака в сельской местности, сегодня составляет около 25 процентов (а раньше такие примеры были единичны), и это негативно отражается на воспитании детей, особенно мальчиков.

Воспитание трудом, прутом и  пряником

— В чем заключалось воспитание детей в белорусских семьях?

— Самая важная особенность национальной педагогики — воспитание в процессе труда и трудом. В традиционной культуре дети работали примерно с 5-летнего возраста, помогая по хозяйству. Тех, кто не хотел трудиться, принуждали к этому. Вначале все ребята были под опекой матери. Примерно с 14 лет мальчики переходили под начало отца, поскольку к этому возрасту они были готовы выполнять тяжелую мужскую работу — бороновать, косить, строить. Девочек мама учила прясть, ткать, вышивать, готовить. В процессе трудовой деятельности усваивались мужские и женские роли. К возрасту вступления в брак и девушки, и юноши владели всеми необходимыми для совместной взрос­лой жизни навыками. Труд, подвижные игры на свежем воздухе развивали в детях выносливость, благоприятно отражались на их здоровье, в том числе нравственном.

— Сегодня в условиях города такое раннее трудовое воспитание проблематично. К тому же домашний труд уже не так категорично делится на мужской и женский.

Самая важная особенность национального воспитания — воспитание в процессе труда и трудом. В традиционной культуре дети работали примерно с 5-летнего возраста, помогая по хозяйству. Тех, кто не хотел трудиться, принуждали к этому.

— Но приобщать детей к домашним обязанностям все-таки надо: ребята должны ходить в магазин за покупками, убирать за собой, выгуливать четвероногих питомцев. Обычно взрослые транслируют своим потомкам тактику того воспитания, которое применялось их родителями. На мой взгляд, реальным препятствием для полноценного развития и воспитания ребенка сегодня становятся всевозможные гаджеты и Интернет. Часто дети впадают в явную зависимость от достижений научно-технического прогресса и виртуального мира. Я вижу серьезную проблему также в том, что многие кружки, спортивные секции стали платными и уже далеко не для всех доступны.

— Допускалось ли в народной традиции наказание детей и в чем оно состояло?

— Система наказаний была. Говорили: «Разумнае дзiця паслухаецца кiва (то есть кивка головой), а дурное — лазы». Причем такой подход был характерен для всех стран. Однако в белорусской культуре запрещалось применять для наказания палки — использовался только прут, чтобы не причинить вреда ребенку. К девочкам физические наказания применялись в крайних случаях. Считалось, что у них впереди и так тяжелая доля. За небольшие провинности нередко запрещали играть с детьми, не давали сладкого.

— Прочла, что в нашей народной традиции не принято хвалить детей, хвастаться ими…

— Хвалить детей избегали при самих детях. Считалось, что это может их испортить. Лично мне кажется, что ребенка надо отмечать, поощрять, если он заслужил. Это тоже один из методов воспитания, стимул к тому, чтобы добиваться успехов.

— В трехпоколенной традиционной семье велико было влияние бабушек и дедушек на воспитание внуков. Сохраняется ли оно сегодня?

— Роль старшего поколения даже возрастает. Бабушки и дедушки в отсутствие родителей следят за рациональным питанием внуков, контролируют их пользование Интернетом, помогают делать уроки и учить иностранные языки, водят в кружки. Передача из поколения в поколение традиций, знаний очень эффективна. У дедушек и бабушек всегда было больше времени, чем у родителей, чтобы рассказывать сказки, говорить по душам. С отцами и матерями часто нет такого взаимопонимания и духовной близости. Именно пожилые люди зачастую формировали духовную основу ребенка, закладывали его систему ценностей.

— К сожалению, традиционные ценности сегодня пересматриваются. Примеры неуважения к старшим, равнодушия к пожилым родителям стали обыденными…

— Это крайне негативная тенденция. Культ предков был национальной традицией белорусов. Белорусская семья отличалась сильной эмоциональной связью всех ее членов. И поэтому отказ от заботы о стариках, определение их в дома престарелых воспринимается как настоящая драма… Но, наверное, и родители должны прилагать усилия, чтобы заслужить заботу в старости. К слову, еще одна замечательная традиция, которая формировалась у белорусов и действовала на протяжении многих столетий, — это традиция взаимопомощи, «толоки». Подрастающее поколение воспитывалось не только родителями, но и остальными членами общины, воздействие общественного мнения было очень мощным, оно тоже формировало личность. Наши предки ценили в людях такие качества, как трудолюбие, честность, порядочность, гуманизм. Для того чтобы чувствовать себя в общине комфортно, пользоваться уважением, важно было обладать этими достоинствами.

От пуританства до сексуальной революции

— А где по народной традиции было принято знакомиться, как молодые люди подыскивали себе спутника жизни?

— Условий для этого существовало достаточно. Приглядывались друг к другу во время совместных работ и праздников. Встречались на попрядках, когда девушки собирались вместе прясть в какой-нибудь избе и туда приходили юноши. Зачас­тую партию себе подыскивали в своем же селе.

— Как в традиционной белорусской семье шло сексуальное воспитание детей?

— В народных традициях сексуальная жизнь, физическая близость окутывались тайной. Об этом не принято было говорить, подобных тем избегали. Конечно, что-то дети могли подглядеть, поскольку сельские избы были небольшими и не всегда взрос­лые могли укрыться от глаз ребятишек. Но в целом сексуальная осведомленность была очень низкой. Это, возможно, порождало и проблемы. Природная чистота девушек возводилась в культ, считалась обязательным условием крепкого брака. Если девушка, как тогда говорили, оказывалась «нечестной», то ее и замуж могли не взять. Бытовало представление, что это повлияет на благосостояние семьи. Существовало множество оскорбительных обрядов, которым подвергали такую девушку. Например, ворота ее дома мазали дегтем, надевали на них гороховый венок. Конечно, семейной верности способствовали и ранние браки. Дочерей старались пораньше выдать замуж, и не в последнюю очередь потому, что средний возраст белоруса в середине XIX века едва превышал 30 лет…

— И такие традиции тем не менее не остановили сексуальную революцию, которую пережило наше общество в 90-х годах прошлого века…

— К сожалению, мы из одной крайности шарахнулись в другую. Сексуальная революция, на мой взгляд, в наших широтах имела массу негативных последствий. Лично я не думаю, что гражданские браки — это хорошо. Наоборот, это нарушение традиций, и оно ведет к целому ряду серьезных проб­лем. Конечно, неплохо, что современные подростки информированы и достаточно грамотны в вопросах интимной жизни. Но важно, чтобы в семье (именно в семье, а не в школе, на мой взгляд) юношей и девушек готовили к этой стороне жизни и нравственно воспитывали.

Любовь сильнее сословных границ

— Как было принято у наших предков распоряжаться наследством?

— Имущество делили между детьми в равных долях, чуть больше оставляя младшему ребенку, который, предполагалось, возьмет на себя заботу о родителях в старости.

— Наше общество сегодня нельзя назвать социально однородным: есть у нас и богатые, и люди с невысоким уровнем жизни. Народная мудрость, наверняка, советует выбирать спутника жизни из своего круга?

— Финансовый статус, конечно, всегда принимали во внимание. Люди стремились выходить замуж и жениться на ровне. Вместе с тем существовали и такие примеры, когда чувства преодолевали сословные границы. Я ничего не вижу плохого в заключении брачных контрактов. Они вносят ясность в имущественные отношения супругов и минимизируют число судебных тяжб при разводах из-за раздела нажитого.