День за днем

Подняли занавес

04-01 Но не театральный, а таможенный. Речь идет о скрытых от посторонних глаз подробностях перемещения товаров через государственную границу

04-01 Минский филиал РУП «Белтаможсервис» поделился с журналистами секретами своей работы. Это уже второе мероприятие подобного плана. Впервые побывать на режимном объекте «Транспортно-логистический центр (ТЛЦ) «Минск-Белтаможсервис-2», который расположен в нескольких километрах от Минска вблизи деревни Щитомиричи, нам довелось вскоре после его ввода в строй — в феврале минувшего года. Поэтому было интересно увидеть, что изменилось на предприятии за это время.

Очевидное невероятное

Прежде всего бросилось в глаза отсутствие привычной очереди на оформление документов.

— Вероятно, сказывается уменьшение товаропотоков в Россию после введения западных санкций? — задаю вопрос начальнику ТЛЦ Сергею Метлюку.

— Вовсе нет, — отвечает Сергей Михайлович. — Это, скорее, связано с ускорением прохождения таможенных процедур, большим количеством специалистов, которые сегодня могут принять документы у клиентов. Ведь год тому назад мы работали не на полную мощность. Вместо тех стран, которые либо сами ввели ограничения на торговлю с Россией, либо попали под контрсанкции, пришли другие. В целом транзит не уменьшился.

Склад-автомат

Тем временем начальник ТЛЦ приглашает нас пройти на один из складов. Площадь центра занимает 12 гектаров. Есть свой железнодорожный путь на 12 вагонов, контейнерная площадка под 150 контейнеров. В Щитомиричах сочетаются возможности автомобильного и железнодорожного транспорта. Такого в стране нигде больше нет.

Этот высокомобильный погрузчик способен складировать морские контейнеры весом до 48 тонн в пять ярусов.

 

Интересно, что складские стеллажи можно отрегулировать для паллет разной высоты. В основном требуется шаг в метр восемьдесят, но бывает, что заказчик хочет разместить паллеты высотой метр двадцать или два метра. И такая заявка может быть реализована всего за десять минут. Умная техника самостоятельно направит прибывший груз точно в предназначенное для него место, а потом найдет его для отгрузки потребителю. Конечно, это еще не полная автоматизация процесса, но очень на то похоже.

Читайте также:  Всех благ!

На разгрузку, приемку и документальное оформление одной автофуры уходит до 20 минут.

Далеко гляжу

Все помещения ТЛЦ оборудованы системой видеонаблюдения. Это позволяет избежать конфликтных ситуаций с владельцами грузов, перевозчиками. Как рассказал Сергей Метлюк, однажды водитель фуры, доставившей груз на склад, неожиданно предъявил претензии по поводу исчезновения нескольких коробок в процессе разгрузки. Пришлось посмотреть видеозаписи. Увидев ролик, дотошный дальнобойщик признал, что причину недостачи следует искать в другом месте.

Под строгим контролем работают и сами сотрудники таможни, «Белтаможсервиса», ветеринарной и фитосанитарной служб. Любые манипуляции исключены. В том числе и с товарами, следующими транзитом в страны ЕврАзЭС.

— Непонятно раздражение наших российских партнеров, которые вдруг потребовали доступа своих таможенников на белорусские пункты таможенного оформления, — сказал столичный предприниматель, назвавшийся Дмитрием. — Во-первых, это не предусмотрено союзным законодательством. Во-вторых, россияне ведь сами отказали нам в проведении совместного контроля на той же китайской границе. Правильно сказал наш Президент — ширпотреб из Поднебесной без сертификатов качества по демпинговым ценам душит нашу промышленность.

Директор Минской областной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений Виктор Журко тоже считает, что заслон негодной продукции на нашей границе надежен.

— Случаи обнаружения продукции, не отвечающей требованиям фитосанитарного контроля, действительно нередки, — сказал Виктор Иосифович. — В этом году в цветах из Европы был обнаружен опасный вредитель — трипс. Но этот поток мы видим и пресекаем. А вот случаев обнаружения россиянами нарушений требований фитосанитарной безопасности в продукции, прошедшей контроль в Беларуси, я не припомню.