Образование

Муки науки

08-01 Что делать, если ребенок не поступил в гимназию по месту жительства либо не хочет в ней учиться, а обычной школы поблизости нет?

08-01 В «МК» обратились супруги Виктор и Елена, проживающие в Малиновке. Родители пятиклассника недоумевают: зачем размещать 2 гимназии по соседству друг от друга, а обычная средняя школа при этом находится за оврагом, пересекать который ежедневно школьникам весьма неудобно.

— У сына хватает внешкольных занятий — кружков, секций, поэтому мы изначально не нацеливались на поступление в гимназию, — рассказывает Виктор. — Нам предложили записать ребенка в 181-ю школу, к которой мы относимся по адресу проживания. Однако она находится по другую сторону оврага, который разделяет Малиновку и Юго-Запад (овраг расположен в парке имени Павлова. — Прим. авт.). Плюс ко всему ребенку нужно в двух местах переходить проезжую часть. И не только днем, но и в вечернее время, после второй смены. Мы решили сменить учебное заведение, обратились в школы № 161, 25 и 9, но там ответили, что классы укомплектованы и свободных мест нет.

— Раньше в этом микрорайоне была одна гимназия — 192-я, и одна школа — 174-я, — продолжает Елена. — Дети шли в последнюю, если не поступали в гимназию, и все были довольны. Потом оба учреждения стали гимназиями. Зачем это нужно? Неужели нельзя сделать так, чтобы всем жителям района было удобно? Ведь можно как-то рациональнее подходить к таким вопросам! Общаясь с мамами на интернет-форумах и во дворе, поняла, что далеко не все они довольны 174-й гимназией и многие по сути считают ее обычной школой. Обратились в другие школы, в том числе в недавно открытые. В Брилевичах нам объяснили, что принять ребенка не могут, так как территориально мы закреплены за 181-й.

За комментарием редакция обратилась к начальнику управления образования, спорта и туризма адми­нистрации Московского района Алле Куницкой. Специалист пояснила: согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании, родители имеют право отдать ребенка на обучение в любую школу, за исключением тех учреждений, в которые принимают по результатам вступительных экзаменов (гимназий).

— Учащихся распределяют по учебным заведениям в зависимости от места их проживания исключительно для того, чтобы избежать стихийных ситуаций, когда то густо, то пусто, — пояснила Алла Куницкая. — Но если в школе есть место, родителям не откажут. Гимназии № 192 и 174 были открыты более 10 лет назад, и сказать, что сегодня они не оправдывают свое существование, нельзя. А для сына Виктора и Елены альтернативой 181-й школе вполне может стать 161-я на улице Слободской. Она одна из лучших в городе. И добираться удобно: на улице Есенина есть подземные переходы. Чуть дальше по той же улице находится 218-я школа.

Читайте также:  Дела садовые

Школа № 192 преобразована в гимназию в 2001 году. СШ № 174 изменила статус в 2002-м.

 

По словам Аллы Куницкой, инициатива получить статус гимназии, как правило, исходит от самих школ. Но прежде учреждение обязано пройти аккредитацию. Последнее слово за комиссией Министерства образования.

— В Малиновке много хороших школ, однако это не означает, что они все должны стать гимназиями. Право на новый статус нужно доказать качеством образования, организацией работы. Необходимо также быть востребованными среди родительской общественности. Сегодня комитет по образованию Мингорисполкома приостановил процесс преобразования школ в гимназии, — отметила начальник управления. — Проблема, на мой взгляд, в ином: родители хотят, чтобы вся необходимая инфраструктура находилась у порога их дома — и школа, и парковка, и спортивные сооружения. Следует понимать, что в условиях большого города это не всегда возможно.

Представившись мамой четвероклассника, корреспондент позвонила в две из названных школ.

— По какому адресу проживаете? — поинтересовался директор одной из них.

— Космонавтов, 5.

— Тогда вам в 181-ю нужно обращаться.

— А если мы хотим, чтобы ребенок учился у вас?

— Можем принять только при наличии свободных мест и высокого среднего балла в ведомости по итогам окончания 4-го класса. Обращайтесь в конце июля — начале августа, — посоветовал директор.

— Высокого среднего балла?! Но ведь у вас не гимназия!

— Своих ребят я приму даже с тройками, а вот со стороны — только при наличии свободных мест. Наполняемость в 5-м классе по нормам — 24 учащихся, а у меня в 4-х классах численность превышает допустимо возможную. Да, кто-то из ребят уйдет в гимназию, но это станет известно только летом. Тогда и обращайтесь.

Сегодня в столице действуют 179 средних школ и 50 гимназий.

В школе, расположенной в Брилевичах, ответили не столь категорично:

— Подходите в конце мая: в это время родители четвероклассников, нацеленных на поступление в гимназию, забирают из школы документы, тогда уже можно будет вести более-менее предметный разговор. А вообще, мы готовы принять вашего ребенка при наличии свободных мест.
— Места освобождаются за счет тех, кто уходит из школы в гимназию?

— Да, но имейте в виду, что район молодой и постоянно прирастает новыми семьями с детьми.

Вместо послесловия

Ситуация с гимназиями напоминает медаль, которая, как известно, имеет две стороны. С одной — родители всеми правдами и неправдами стараются пристроить своих детей в гимназии, слава которых нередко раздута. С другой — при попытках записать ребенка в обычную школу опять возникают трудности. И кто подскажет, как тут быть?..