В учительской

Настоящее прошлое

09-01 В каком случае человеку сложно навязать чужую точку зрения, от чего зависит благополучие государства и о чем всегда должен помнить педагог — в беседе с учителем истории и обществоведения гимназии № 1 имени Франциска Скорины Владимиром Козловским

09-01 — Владимир Петрович, история, на мой взгляд, один из самых сложных предметов в плане подачи материала. Какие задачи ставите перед собой как педагог?

— Научить учеников думать. Когда человек умеет мыслить, анализировать, ему сложно навязать какую-либо точку зрения. Стараюсь также развивать моральные качества ребят, воспитывать в них гражданскую позицию. В истории всегда можно найти события, созвучные сегодняшнему дню. Вспомните Евфросинию Полоцкую, Франциска Скорину, Симона Будного, Михаила Глинского, Янку Купалу. Люди, горящие идеями, совершающие значимые поступки, рождаются во все эпохи.

— Ощущают ли ваши ученики свою принадлежность к истории страны?

— В большинстве своем да. В конце урока они проводят параллели с настоящим и говорят: «Мы — граждане Беларуси».

Подавая старшеклассникам исторический материал, использую документальные свидетельства, дневники, мемуары, фотографии прошлых лет. Лица людей, их руки, одежда — немые рассказчики событий…

Педагог считает, что история не абстрактна, она — в судьбе каждой семьи. От семьи во многом зависит благополучие государства. Конфуций сказал: «Отец должен быть отцом, сын — сыном, правитель — правителем». В этой фразе заключен глубокий смысл. Каждый должен заниматься своим делом, быть профессионалом в нем.

Всегда стараюсь перейти к разговору, который затронул бы серд­ца детей. Прошу, чтобы поговорили с бабушками и дедушками, послушали о карточках на хлеб, производстве первых отечественных автомобилей, первомайских демонстрациях. Рассказы близких красноречивее учебников. Например, по теме Великой Отечественной ученики готовили работу «История войны в истории моей семьи»: рассказывали о репрессиях, в ходе которых пострадали их родные, геноциде, жизни в тылу… Во время презентации у многих ребят стояли слезы в глазах. История не абстрактна, она — в судьбе каждой семьи. На мой взгляд, именно от семьи во многом зависит благополучие государства. Конфуций сказал: «Отец должен быть отцом, сын — сыном, правитель — правителем». В этой фразе заключен глубокий смысл. У каждого своя роль и обязанности: отец — глава семьи, сын — помощник, правитель — защитник интересов государства. Каждый должен заниматься своим делом, быть профессионалом в нем.

— Какие выводы делают старшеклассники, анализируя события, происходящие в мире сегодня?

— Сейчас идет информационная война, и это понятно всем. В трактовке событий на Украине с российской и украинской сторон отмечаются моменты идеологического противостояния. Это не только политика, но и борьба за определенные нравственные ценности.

В свое время я был убежденным комсомольцем, работал бесплатно в коммунистическом стройотряде. С падением социалистического строя и развалом Советского Союза пришло разочарование. Недолгое время увлекался либеральными идеями, а потом обратился к вере. Считаю, что в христианских заповедях — спасение от опасных влияний извне.

В гимназию № 1 пришел работать в 1991 году, выдержав конкурс среди педагогов. Благодарен первому директору учреждения Людмиле Лабодаевой, которая поверила в него.

— Впервые к религии я прикоснулся в 1985 году, когда оканчивал исторический факультет БГУ. Тема моей дипломной работы касалась роли Христа в истории. Затея казалась абсолютно неперспективной, но мне было интересно. Стал изучать запрещенную тогда литературу, впервые открыл для себя Евангелие. К Богу пришел позднее, во многом благодаря маме, Марии Александровне. Она удивительная женщина! В солидном возрасте столкнулась с онкологией, перенесла ампутацию ноги. Я видел, как вера поддерживает маму, дает ей силы. Сегодня она сестра Легиона Марии, который действует при католической церкви, помогает нуждающимся. Преимущество верующего человека в том, что с Богом он не одинок. Присутствие всевышнего в жизни дает поддерж­ку и позволяет иначе смотреть на многие вещи.

Читайте также:  Закон притяжения

— Мы часто жалуемся, что «все плохо». С чем, на ваш взгляд, связана такая позиция?

— Многие черты характера свойственны нам как нации и уходят корнями в ментальность. Я лично боюсь крайностей: не бывает все хорошо или все безнадежно плохо. Никиту Хрущева, к примеру, до сих пор ругают за кукурузную эпопею, но это была попытка накормить голодную страну. Нельзя рассматривать историю в черно-белых тонах, всегда есть оттенки.

— Хороший учитель во многом пример для ученика. Тяжело им быть?

— Расскажу такой случай. Прибежали ко мне ученики и сказали, что старшеклассники дерутся. Спустившись, увидел две группы взрослых парней, выяснявших между собой отношения. Хорошо, что услышали меня и разошлись, а если бы не остановились?..

Конечно, быть примером непросто. Декларируя правильные идеи, нужно в любой ситуации подтверждать свои слова поступками и соответствовать образу учителя до конца.

Владимир Козловский награжден Почетной грамотой Министерства образования, лауреат специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, премии Мингорисполкома. Руководит гимназическим Дискуссионным клубом.

— Трудовой путь вы начинали в сельской школе. Чем запомнилось то время?

— В деревне Беларучи Логойского района отработал пять лет вместо положенных по распределению трех. Возможно, там бы и остался, если бы учреждение не закрыли.

Мне очень нравилась и школа, и ученики. Сельские дети отличаются от городских. Они добрые, отзывчивые, знают цену труду. К примеру, как-то мы с ребятами возвращались с уборки картошки. Проходили мимо участка, где работали учитель-ветеран с супругой. Не говоря ни слова, ученики стали в борозды и помогли убрать урожай.

Как начинающий педагог, я многому научился в Беларучах. Иногда уроки жизни были жестокими. Однажды, например, пожаловался маме одного ученика, что тот плохо учится. Ошибка была в том, что я не разузнал о ситуации в семье. На следующий день, придя в класс, почувствовал враждебность со стороны школьников. Позднее выяснилось, что отец избил того мальчишку на виду у всей деревни…

— Без малого 25 лет преподаете в гимназии. За это время информационные технологии шагнули далеко вперед. Удается не отставать?

— А как же! Учусь новому вместе с учениками — профессия обязывает. На уроках использую интерактивную доску. Даже в социальных сетях зарегистрирован: так удобнее общаться с ребятами.

— Связывают ли ваши выпускники свое будущее с педагогикой?

— К сожалению, сегодня профессия учителя, так же как и врача, соцработника, воспитателя в детском саду, малооплачиваема. Безусловно, деньги играют важную роль, но ставить их на первое место в жизни, на мой взгляд, ошибочно. Скажем, удовольствие финансиста, получившего хорошие дивиденды, и радость волонтера, спасающего детей в Донецке, несопоставимы.

Что касается моих выпускников, то некоторые из них поступают на истфак. Правда, в школу возвращаются немногие: чаще работают в архивах, музеях, занимаются наукой.

— Вы трудитесь в женском коллективе. Как чувствуете себя среди прекрасных дам?

— Отлично! Мужчины, завидуйте: меня каждый день окружает красота. Живу далеко от гимназии — дорога в одну сторону занимает час, но ради прекрасных дам готов на такие жертвы.

Если серьезно, то мои коллеги — творческие, неординарные люди. Работая с ними, постоянно учусь чему-то новому, расту в профессиональном плане.