День за днем Новость дня

Поворотный момент

04-01 В Минске на месте бывшего лагеря смерти создается мемориальный комплекс «Тростенец». Сейчас здесь идет монтаж скульптурной композиции «Врата памяти». 

04-01 К центральной точке мемориального комплекса — площади, на которой устанавливают «Врата памяти», ведет Дорога памяти (параллельно улице Селицкого). Вдоль нее на гранитных плитах увековечат память о погибших в лагерях смерти на территории Беларуси во время Второй мировой войны.
— Это грандиозно, так и напишите, — обращается ко мне один из специалистов, курирующих монтажные работы скульп­турной композиции. — Замысел, размеры монумента…

Высота композиции «Врата памяти» — 10 метров, вес — 35 тонн, материал — бронза, которую еще предстоит тонировать в черный. Скульптуру устанавливают по частям. Фрагменты опускают по сваям — опорным конструкциям. Мелкие детали будут монтировать позже, когда завершится сборка.

«Врата памяти» — образное решение, предложенное скульп­тором Константином Костюченко. Они не ограничены стенами, заборами, колючей проволокой. Тела узников лагеря смерти словно впечатаны в приоткрытые створки ворот, переплетены с их конструкциями.

Открытие мемориального комплекса «Тростенец» (первая очередь строительства) состоится в дни празднования 70-летия Великой Победы.

 

04-02 — Место, где содержали узников, немного дальше, — говорит главный архитектор мемориального комплекса «Тростенец» Анна Аксенова и показывает на пустырь за «Вратами». — Это пространство будет ограждено архитектурными элементами вроде опор, на которые натягивали колючую проволоку. Ее, конечно, не будет. Справа от монумента — место, где рассеивали прах уничтоженных узников, — сакральная зона.

Утверждено и художественное решение скульптурной композиции на месте кремационной ямы-печи в урочище Шашковка. Но это следующий пусковой комплекс 1-й очереди строительства.

— Сохранились фрагменты фундаментов зданий, где были лесопилка, бомбоубежище, помещения для хранения личных вещей узников, — поясняет Анна Аксенова.

Рабочие говорят, что каких-то страшных находок на месте, где были эти строения, не случалось, так, «железяки попадаются». Но здесь и эти ничем не примечательные артефакты — заржавевшие замки, дверные ручки, куски проволоки — выглядят жутко. Соотносятся с необъяснимым по своей жестокости периодом истории.

Читайте также:  Услышат под сказку