Из дальних странствий

Китай без границ

08-01 Наверное, так много, как сейчас, о Китае, о белорусско-китайских отношениях, их сегодняшнем состоянии и перспективах развития никогда еще не говорили и не писали. Что, впрочем, неудивительно: в мае ожидается визит в нашу страну Председателя КНР Си Цзиньпина

Неудивительно и то, что накануне этого визита многие высокие руководители Китая побывали в Беларуси, и наоборот. И даже первое по счету приглашение белорусских журналистов в Поднебесную Всекитайской ассоциацией журналистов символично пришлось как раз на это время. Время новых подходов и новых задач.

Камни прошлого — ступени в будущее

08-01
Стена как восьмое чудо света

Эта китайская мудрость, как оказалось, замечательно подошла не только к пониманию самой жизни современного Китая, но и к программе пребывания белорусских журналистов. Великая Китайская стена, пекинские площадь Таньанмэнь с Мавзолеем Мао Цзэдуна и дворцовый комплекс «Запретный город» (Гугун), памятник великому реформатору Дэн Сяопину в Шэньчжэне и скоростные поезда между провинциями, зоны свободной торговли с современнейшими предприятиями, уникальный парк «Китай в миниатюре», медиахолдинги в 38 этажей. История и современность в Китае — рядом на каждом шагу. Ввысь пиками небоскребы — и тут же бойкая уличная торговля всевозможными морскими «каракатицами» с повозок, приспособленных под жаровни. Под окнами четырехзвездочного отеля в Пекине — самый центр столицы! — полуразвалившиеся избушки, плотно прилепившиеся друг к другу. Это хутонги, сохраняющие архитектуру Древнего Китая и построенные по традициям фэн-шуй, согласно которым жить надо как можно ближе к земле. Живут здесь из поколения в поколение семьи, не желающие переезжать в небоскребы, несмотря на то что земля в центре Пекина поистине золотая… Пекинское метро — мировой рекордсмен по длине линий и пиковому потоку, в городе 5 миллионов машин, но на дорогах с 5 транспортными кольцами, огромным количеством развязок и пешеходных мостов — не счесть велосипедов, скутеров, веломотоколясок… Кстати, про авто. Для того чтобы получить пекинский номер, необходимо в течение 5 лет иметь постоянную 08-02прописку. Только при этом условии автолюбителя поставят в очередь. Для машин с не пекинским номером существует огромное количество ограничений…

Минск и Шеньчжэнь, согласно подписанному в январе 2014 года протоколу, являются городами-побратимами. Так что нам самое время наводить мосты и строить серьезные отношения друг с другом. Именно о развитии таких прямых контактов, регион с регионом, говорил на днях Президент Беларуси на совещании, посвященном предстоящему визиту Председателя КНР.

08-03
В моде красный цвет

 Символов Китая придумано сегодня несчетное количество. Кажется, сколько путешествующих — столько и символов. И все же для большинства это Великая Китайская стена, которую справедливо называют одним из чудес света, — представьте, ее каменные и земляные укрепления (сохранившиеся по сей день!) начали строить еще в V веке до нашей эры, длина превышает 8 тысяч километров, а подняться сегодня даже на второй уровень требует от туристов и здоровья, и большого упорства! Для туристов открыты только два, самых доступных, участка стены… Кто-то считает символом Китая дракона, традиционного покровителя нации… Красный цвет нацио­нальных флагов, традиционных китайских фонариков — тоже из ряда символов.  Чайник, который как архитектурное украшение встречается едва ли не в любом городе (в каждом — свой), символизирует не только радушие китайцев, но и возможность за неспешным ритуалом вести неспешный разговор о бытии… Могу согласиться со всем. И все же теперь в моем представлении эта страна ассоциируется с многочисленными экскурсионными группами китайцев. И как не назвать столь трепетный интерес к великому прошлому своей страны, незыблемое уважение к своей истории, особенно у молодежи, необходимой ступенью в будущее?.. Не этот ли интерес-уважение к корням помог превратиться еще недавно отсталой стране в экономическую сверхдержаву?..

Отыскать «Минск» в Шэньчжэне

Читайте также:  Вулканическая слава
08-04
В парке «Китай в миниатюре»

Три с половиной часа полета отделяет столицу от Шеньчжэня, города на юге провинции Гуандун. Он расположен на берегу Южно-Китайского моря и граничит со специальным автономным округом Гонконг. Когда тебе рассказывают, что еще в 70-е годы прошлого века этот ныне небоскребный город был маленькой рыбацкой деревней, тут же вспоминаешь клише о «китайском чуде». Но разве не чудо, если после объявления города первой свободной экономической зоной сегодня он имеет статус одного из самых промышленно развитых в Китае, а его население только официально превышает 9 миллионов?.. Благодаря мощнейшим иностранным и государственным инвестициям Шэньчжэнь ныне — крупнейший по объему экспорта, четвертый из числа наиболее конкурентоспособных. Центр электронной и электротехнической промышленности — это тоже про Шэньчжэнь: большая часть айфонов-айпадов производится тут!.. Представитель руководства одного из районов города, Наньшаня, одной только фразой обозначил нам мощь города: «Раньше к нам с удовольствием ездили отдыхать иностранцы. Теперь они хотят у нас работать»… К слову, уже сегодня среди работающих тут иностранных тренеров, преподавателей музыки, врачей — немалое число россиян…

Конечно же, интересно было побывать на заводе по выпуску легковых авто и текстильной фабрике, где руководство очертило для белорусских журналистов слагаемые успешного бизнеса: западные технологии, современный дизайн, китайское трудолюбие. И все же — профессия! — особо впечатлил медиахолдинг «Шэньчжэнь Жибао». Небоскреб окнами на Гонконг. Корпорация с более чем тысячным коллективом, включающая телеканалы, радиостанции, сайты, газеты (среди них одна — бесплатная, массовая, похожа на наш «Вечерний Минск»), журналы. Занимающаяся, с разрешения и существенной поддержкой властей, недвижимостью и другим прибыльным бизнесом… Президент медиахолдинга господин Чэнь Инь заметно оживился при упоминании нашей столицы. Оказывается, именно в Шеньчжэне находится военный крейсер «Минск», купленный китайцами несколько лет назад — теперь это музей и развлекательная площадка.

 

А главное, Минск и Шеньчжэнь, согласно подписанному в январе прошлого года протоколу, являются городами-побратимами. Так что нам самое время наводить мосты и строить серьезные отношения друг с другом. Именно о развитии таких прямых контактов, регион с регионом, говорил на днях Президент Беларуси на совещании, посвященном предстоящему визиту Председателя КНР. Не будет таких связей, сложнее будет вывести на более высокий уровень и межгосударственное деловое взоимодействие.

По Шелковому пути

08-05 В нашей стране сегодня реализуются более 20 совместных китайско-белорусских проектов, вложены миллиарды долларов китайских кредитных ресурсов. Сделаны первые, но серьезные шаги в инвестиционном взаимодействии — создано производство китайских автомобилей «Джили», строится Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». К слову, о «Великом камне» наслышаны и в Китае — парк укладывается в глобальную инициативу Си Цзиньпина по возрождению экономического пояса «Шелковый путь», который соединит Азию и Европу.

Известный российский публицист Леонид Млечин, рассуждая об успехах Китая и о роли в них великого Дэн Сяопина в статье «Дэн победы» (для понимания и общего развития найдите в Интернете, не поленитесь!), заметил: «Китайцы — промышленники и экспортеры — очень прагматичны и не забивают голову конъюнктурной политикой. Они уважают порядочность и партнерство. В Беларуси они видят и то, и другое» …

Из Москвы до Пекина самолетом — семь часов. Пока не знаю, сколько займет по времени перелет Минск — Пекин, но уже известно о скором старте прямого авиасообщения. И в преддверии визита Си Цзиньпина есть реальная надежда на его востребованность.