Музыка+ТВ

С песней по жизни

11-01 Лучше всего о мужчине, наверное, расскажет его женщина. Особенно если мужчина — личность творческая. В этом убеждена и Ирина Цветкова — пианистка и композитор, но все же более известная как жена бессменного руководителя «Верасов» народного артиста Беларуси Василия Раинчика

11-01 — Ирина, вашему мужу в марте исполнилось 65 лет. На ваш взгляд, его еще может что-то удивлять?

— Вот уже 44 года мы с Василием живем, и мне с ним не было скучно ни одного дня. Поэтому, скорее, я все время удивляюсь его безудержной энергии (улыбается). Жизнь преподносит нам каждый день столько интересного, что соскучиться просто не получается!

— А вас он удивляет?

— Иначе я бы с ним столько лет не прожила! Удивляет своими способностями, талантом. А в быту радует, когда… чистит рыбу и картошку. Знаете, иногда он может задуматься и принести мне целое ведро очищенного картофеля. Сейчас я все чаще стараюсь вытянуть его на природу, чтобы он немного отключался от работы. Вася ведь самый настоящий трудоголик. Но и за городом он удивляет меня не меньше! Что-то строгает, пилит, недавно вот лестницу починил… Могу и его мобильный телефон выключить, если вижу, что ему нужен отдых. Признаюсь, больше любим выезжать за город вдвоем, нежели со всей семьей, но бывает, и объединяемся.

— Как-то вы сказали, что талантливому человеку можно простить всё…

— Потому что талант — это крест, данный человеку Богом. И если уж наделен Василий такими способностями, то надо охранять и помогать ему развить талант, не испортить. Поэтому все другое, что он творит нехорошего, нужно прощать. Иначе не было бы того Раинчика, который всем известен.

Что касается новой песни на слова Леонида Прончака «Цветы Великой Победы»… Подождем оценки слушателей, зрителей. А песня нравится и профессионалам, и обычным людям, ведь это самый настоящий праздничный молодежный марш. Особенно ее полюбили дети.

— Вы познакомились с Василием Петровичем в консерватории, сразу привели домой, и он тут же поразил своей игрой на фортепиано ваших родителей. А когда поняли, что жизнь с таким человеком будет непростой?

— Я достаточно быстро «протрезвела», признаюсь честно, ­эйфория от его музыки несколько улетучилась. Когда в семье живут люди одной профессии, это очень трудно. Идет постоянная работа мозга, бесконечные разговоры о музыке и дома, и на работе. А хочется выйти в чистое поле и просто подышать! Думаю, для семьи все же лучше, чтобы профессии были разные. У нас ведь и сын музыкант, зато внук, к нашей радости, не будет музыкантом, ему больше нравится фото- и видеосъемка (смеется).

11-02 — Был все-таки ансамбль «Верасы» в вашей жизни… Или он был и есть в жизни Василия Петровича, а вам приходилось и приходится с этим мириться?

— В идеале я видела Раинчика композитором, маэстро и пианистом. И был даже период, когда я противилась его ежедневному пристальному вниманию к «Верасам». Говорила: у тебя есть фортепианные концерты, кантаты, настоящая классическая музыка. Что тебе эти «умца-брюнца»! При этом нас постоянно подкалывали классические музыканты, мол, как же мы «до этого докатились — на сцене в свистульку дуть», имея в виду песню «Малиновка»… Но жизнь диктует свои правила. Ведь, согласитесь, надо было не только творить, но и жить на что-то. Тут стоит отдать должное Васе: никогда не имела проблем с деньгами. Петрович успевал всё.

— Ваше личное отношение к новым «Верасам»?

— «Верасы» — это явление в белорусской культуре, через коллектив прошли больше шестидесяти артистов, певцов, музыкантов. Для меня «Верасы» — это известный бренд, который обязан иметь будущее. Мы знаем много коллективов, которые до седых волос работают вместе. Но это относится больше к року. А наша группа должна быть все время молодой, выглядеть и благоухать, как свежие цветы. Да и название обязывает. «Верасы» — это цветы, а цветы хороши тогда, когда они цветут. А если отцвели, то это уже нечто другое. К примеру, есть известные группы «Земляне» или «Крематорий». С такими названиями можно работать очень долго, до самого конца (смеется).

Василий Петрович как-то сказал, что в современной популярной «безмысленной» музыке артисты «воспевают в основном радости спаривания и совокупления, как будто с этим у них проблемы», а другие темы, как правило, не нужны.

— И вы уверены, что можно со старыми песнями вновь и вновь входить в музыкальную реку?

Читайте также:  Мама с экрана

— У нас есть много таких примеров. Возьмите легендарную композицию «Любви прощальный бал», которая появилась около 40 лет назад. Прошлым летом к нам приезжала из США замечательная певица Валентина. Она работала в «Верасах» 18 лет назад, правда, совсем недолго. В Молдавии, откуда она родом, началась война, и ей пришлось срочно уехать. Так вот Валя бесподобно спела эту песню с новой аранжировкой на английском языке. И это уже вступить дважды не в одну реку, а скорее в океан. Что касается песен коллектива, то нашим молодым артистам очень нравятся творчество «Верасов», их красивые мелодии и всегда замечательный стихи, наполненные глубоким смыслом. А еще в них есть душа и особая энергетика. Сейчас так, увы, уже никто не пишет.

А мы в год 70-летия Победы с ребятами специально подготовили концертную программу, где наши молодые артисты поют о войне и мире, затрагивают очень глубокие чувства, а ведь они совсем молоды — троим всего по 20 лет и одному 25. Надо же им прививать хорошее, доброе, вечное и в некоторой степени даже их воспитывать. И юные «Верасы» не сопротивляются, им нравится всё: организация, коллективизм, доброта и взаимопомощь. К сожалению, эти качества сейчас в творческой среде уже редкость.

— Недавно была презентация новой песни Василия Раинчика на слова Леонида Прончака «Цветы Великой Победы». Прочите ли вы ей славу?

— Предсказывать появление хитов — дело неблагодарное. У каж­дой песни своя дорога, порой и «абы что» залезет в голову и становится популярным. И также совершенно незаслуженно хорошее произведение может не прозвучать… Что касается новой песни… Подождем оценки слушателей, зрителей. А песня нравится и профессионалам, и обычным людям, ведь это самый настоящий праздничный молодежный марш. Особенно ее полюбили дети. Родители нам говорят, что детишки даже лучше едят под эту песню и с удовольствием маршируют по квартире с криками «победа!» и «ура!». Нам уже звонят отовсюду, и мы всем бесплатно предоставляем минусовку и ноты песни. Детские и хоровые коллективы хотят ее петь. Оркестр МВД также собирается исполнить.

— Действительно ли женское терпение строит семью?

— Это главное. И надо не один раз себя перебороть, чтобы вытерпеть. Есть и другие семейные секреты. Надо меньше говорить и больше молчать. Наблюдать и делать что-то полезное. Для дома, для семьи, для себя.

— А какие вы с Василием Петровичем бабушка и дедушка?

Заслуженная артистка Беларуси Ирина Цветкова — член Белорусского союза композиторов, музыкальный руководитель ансамбля «Верасы», автор серьезных симфонических произведений, а также нескольких десятков песен, в том числе исполненных ансамблем «Верасы».

— Я обожаю внука и, конечно, делаю для него все, что могу. По-моему, он мне отвечает взаимностью. Всегда придет, поцелует, скажет спасибо, хотя такой верзила — почти два метра вымахал. Ему 18 лет, учится на оператора в Академии искусств… Дедушка тоже очень любит его, но не кричит об этом, держит всегда дистанцию.

— Ангелом-хранителем композитора быть…

— И трудно, и легко, потому что это мое личное желание, моя любовь и моя жизнь. В быту Василий Петрович — маленький ребенок, порой абсолютно беспомощный. Недавно пришлось уехать одной на концерт (обычно мы ездим вместе), а он мне звонит и признается: «Ира, мне так грустно и скучно. Я только сейчас понимаю, что ты для меня!» Он дома, как слепой, ему нужен поводырь.

— И что же композитор Ирина Цветкова принесла в жерт­ву?

— Скажу так: бывают моменты, когда мы с мужем начинаем творить вместе. Что-то я ему сыграю, он подхватит. И вот оно — совместное творчество! Но я, безусловно, отдаю ему приоритет как автору. И претензий потом не имею (смеется). Он более известный, пусть ему будет вся слава, а я… всегда рядом.