Октябрьский район

Семейный педсовет

12-01 История этой семьи подобна тем, на основе которых пишут книги или киносценарии

12-01 В семье Добровольских три поколения педагогов. Во главе династии — Антонина Орденарцева. В первые послевоенные годы она трудилась воспитателем в детском саду в узбекском городе Коканде. Однажды вечером за одной из ее подопечных, Аделиной, никто не пришел. Выяснилось, что мама девочки, потерявшая мужа на фронте, скончалась от тяжелой болезни. Воспитательница пожалела осиротевшего ребенка и приняла решение удочерить Аделину.

Повзрослев и окончив школу, Аделя, как ласково называла ее мама, поступила в Ташкентский институт на филологический факультет. По распределению прибыла в Кировский район, стала учителем русского языка и литературы. Молодой педагог со школьниками работали в полях на уборке хлопка, сочиняли сценарии для литературных вечеров, готовили поздравления и сюрпризы именинникам.

Через год в жизни Аделины произошли кардинальные перемены. Она поехала в Минск в гости к парню, с которым познакомилась по объявлению, напечатанному в журнале. После очного знакомства Аделя осталась в Беларуси насовсем.

— Минск тогда праздновал 900-летие со дня основания, — вспоминает Аделина Андреевна. — Город был таким нарядным, чистым, и я сразу его полюбила. Да и Александр признался, что как только увидел меня, сразу понял: именно такую девушку искал всю жизнь.

Со свадьбой тянуть не стали. В Минске педагог устроилась на работу в среднюю школу № 52. дочь Анжела нередко сопровождала ее на уроках и внеклассных мероприя­тиях, в походах и на выпускных вечерах.

— Возможно, в какой-то степени это и объясняет мой выбор педагогической стези, — улыбается Анжела Добровольская. — Наблюдая, как работает мама (а она очень сильный филолог), практически все время проводя в школе, я настолько прониклась атмосферой, что решила стать учителем.

Анжела Александровна окончила Минское педагогическое училище. Ее первое и пока единственное место работы — средняя школа № 110. На предложение занять должность заместителя директора в свое время ответила отказом: призналась, что работе с бумагами предпочитает уроки и общение с детворой.

— Особое удовольствие в профессии учителя — наблюдать, как растут твои ученики и достигают определенных вершин, — говорит Анжела Александровна. — Детям нужно непременно создавать ситуацию успеха. Особенно это важно в начальной школе, когда развивается любознательность и закладывается тяга к познанию.

Аделина Андреевна — самый строгий критик и мудрый советчик дочери в подготовке к занятиям и ответственным внеклассным мероприятиям.

— Раньше все работали на совесть: педагоги — учили, дети — готовились к урокам, — замечает опытный педагог. — Нынче школьники все чаще полагаются на родителей, уверены, что те помогут им устроиться в жизни, и считают, будто собственные знания для этого не понадобятся. Школа обязательно должна воспитывать в детях лучшие качества и прививать понятия о нравственности и достоинстве. Был у меня ученик Володя, паренек с непростым характером. Однако вырос и спасибо сказал — за то что верила в него и не опускала руки.

Аделина Андреевна вспоминает и других своих учащихся, в которых разглядела ту самую искорку. Дмитрий Рубашный, к примеру, выделялся среди своих сверстников необычайно трогательными сочинениями. Нынче он ведущий на одной из столичных радиостанций.

— Очень страшно, когда учителя заболевают безразличием и пессимизмом, — единодушны мать и дочь. — В жизни у детей будет много наставников, однако запомнятся те, кто нес доброту и верил в них.