День за днем

На первый – шестой рассчитайся

Внесены коррективы в генпланы шести будущих городов-спутников. Мнение жителей учли — снос усадеб будет минимальным

11-01-01-54
Логойск

Генпланы шести городов-спутников Минска одобрены на заседании архитектурно-градостроительного совета при главном архитекторе столицы. Как рассказал заместитель директора УП «БелНИИПградостроительства» Юрий Винников, до этого разработанные документы более десятка раз рассматривались на разных уровнях, прошли согласования со многими ведомствами, а затем выставлялись на общественное обсуждение. По итогам всей этой работы было внесено немало изменений, и вот теперь проекты одобрены комитетом архитектуры и градостроительства Мингор­исполкома и отправятся на экологическую и государственную экспертизу.

Как говорили разработчики генпланов, самой болезненной темой для населения во время общественного обсуждения оказался предлагаемый частичный снос частного сектора, или, как говорят профессионалы, реконструкция территорий усадебной застройки. Негативно восприняли такие планы жители Заславля, Фаниполя и Дзержинска. Учитывая это обстоятельство, разработчики, тесно взаимодействуя с местными властями, решили внести коррективы в проекты. Например, в Заславле застройка на улицах Советской и Механизаторов теперь подлежит не реконструкции, а модернизации. Это значит, что жителям придется привести в порядок фасады своих домов, заборы, провести благоустройство территории. Но все же модернизация не исключает снос наиболее ветхих домов. Решено сохранить усадьбы и в центральной части Фаниполя, частично модернизировав застройку в границах улиц Чапского — Железнодорожной — Купалы. Но вот бараки, которые здесь есть, обречены на снос. В Дзержинске также реконструкция заменена на модернизацию. Но, как уточнили авторы проектов, для каждого города будут разработаны градостроительные проекты детального планирования на такие территории, где пристально рассмотрят каждый дом, чтобы определить его судьбу. Вообще же, как уточнила главный архитектор «БелНИИПградостроительства» Лариса Смирнова, по сравнению с первоначальными вариантами генпланов, где к сносу предлагалось примерно 1,5 процента усадебной застройки, в нынешнем откорректированном виде осталось лишь 0,5 процента, то есть в три раза меньше.

В процессе обсуждения генпланов на разных уровнях возникало много вопросов и по развитию транспортной сети городов. Проб­лема заключается еще в том, что некоторые из будущих спутников разделены пополам железной дорогой. А это значит, что придется строить не только новые дороги, но и развязки в двух уровнях, а где-то и пешеходные мосты, чтобы обеспечить нормальную связь частей города. Разработчикам пришлось предлагать разные варианты трассировки улиц и размещения развязок, чтобы в будущем оптимизировать движение в населенных пунктах. Конечно, транспортные проблемы быстро не решатся, но пути для этого определены.

Активное развитие городов-спутников сдерживает и почти полное отсутствие инженерной инфраструктуры. Поэтому потребуется прак­тически в каждом населенном пункте строить новые объекты и прокладывать инженерные сети либо заниматься реконструкцией существующих. Как считает заместитель министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Дмитрий Семенкевич, именно акцент на развитии инженерной и транспортной инфраструктуры должен создать привлекательные условия для дальнейшего развития спутников.

Как же будут выглядеть города в соответствии с новыми генпланами?

После общественного обсуждения генпланов городов-спутников снос усадебной застройки в них проектировщики сократили по максимуму. Вместо первоначального варианта, по которому предлагалось реконструировать примерно 1,5 процента усадебной застройки, в нынешнем откорректированном виде осталось лишь 0,5 процента, то есть в три раза меньше.

Логойск

Население может увеличиться с 12 тысяч до 16 тысяч (3 тысячи — за счет переселенцев из столицы). Намечен новый микрорайон с многоквартирными жилыми домами до 5 этажей, на нескольких участках города может прибавиться и усадебная застройка. Логойск будет развиваться как центр отдыха и туризма, следовательно, и новые рабочие места должны появляться именно в этой отрасли.

Смолевичи

С нынешних 15,6 тысячи жителей к 2020 году население может увеличиться до 23 тысяч, а к 2025 году — до 30 тысяч человек. Предполагается, что 10 тысяч из этого числа составят минчане. Смолевичи, вероятнее всего, могут стать местом проживания будущих работников китайского индустриального парка, который создается рядом. Два новых микрорайона запланированы севернее нынешнего города. Это будет в основном 9-этажное жилье, построенное совместно столицей и Минской областью. Город получит развитие также за счет частичного освое­ния территорий ближайших населенных пунктов, которые войдут в его состав. А вот бараки в центре, по предложению городских властей, должны пойти под снос. Существующее производство сохраняется. Для нормальной жизни спутника здесь должен появиться городской водозабор (пока существуют только отдельные скважины), требуется провести газопровод, построить насосную станцию, новую электроподстанцию, полигон по захоронению ТБО.

Читайте также:  Прощай, оружие

Руденск

Этот город может стать самым большим из шести. На первом этапе — до 2020 года — предлагается увеличить население с 11,5 ты­сячи до 20,5 тысячи, а до 2025 года — до 81 тысячи человек. Существенно прирастет и территория, в состав войдут ближайшие населенные пункты. К существующему количеству рабочих мест могут добавиться еще 25 тысяч за счет переноса сюда при необходимости тяжелой промышленности, а также развития свободной экономической зоны. Руденск выгодно отличается от других городов-спутников хорошим транспортным обеспечением и наличием инженерных сетей.

Заславль

Вокруг нынешней городской черты находятся леса и сельскохозяйственные земли, которые нельзя осваивать. Поэтому градостроители предложили использовать под многоквартирную застройку бывшие карьеры. Дома здесь не должны превышать 5 этажей. А в историческом центре возможны лишь малоэтажные здания. Архитекторы предлагают сформировать полноценный городской центр, вынести за пределы Заславля существующие очистные сооружения, закрыть и рекультивировать полигон по захоронению ТБО, построить пешеходный мост над железной дорогой, развить транспортную сеть. Также пока обсуждается возможность выноса из центра газового предприятия. Город сохраняет свою туристическую направленность, поэтому прирастать какими-то крупными производствами он не будет. Будут появляться лишь обслуживающие объекты, необходимые самому Заславлю. При нынешних 14,7 тысячи жителей в будущем спутнике могут проживать до 23,5 тысячи человек.

11-01-02-54Фаниполь

Прирост жителей — с 13,8 тысячи до 23 тысяч человек. Здесь активно развивается свободная экономическая зона, есть конкретный список будущих производственных объектов. Так что рабочие места гарантированы. А жилье на первом этапе планируется развивать усадебное, после 2020 года — многоквартирное вдоль улиц Комсомольской, Зеленой и других.

Поскольку решено отказаться от сноса усадеб в центральной части, то, чтобы разместить дополнительных жителей, придется пойти на уплотнение застройки. Речь идет о возведении домов в 8-10 этажей. Процесс этот уже фактически начался. Чтобы обеспечить население местами хранения автотранспорта, планируется использовать под стоянки санитарную зону вдоль дороги Р-1, а также определено место для строительства гаражей.

Во время общественного обсуж­дения жители высказались против размещения больницы на территории государственного лесного фонда, расположенного неподалеку от центра города. Архитекторы предложили другое место для медицинского объекта — за пределами нынешней границы Фаниполя.

Дзержинск

Этот город может вырасти до 41 тысячи человек с нынешних 26,3 тысячи. Здесь планируется развитие и жилой части, и производственной. Для жителей намечено построить в общей сложности по 4 детских сада и школы (до 2025 года), поликлинику, больницу, создать общественный центр, благоустроить лесопарк и территорию вдоль реки, сделать пешеходную улицу. Частный сектор максимально сохранят. Сейчас разрабатывается проект детального планирования, который подробнее рассмотрит территорию существующей застройки.

Специалисты подсчитали, что при развитии шести  городов-спутников Минска их население может прирасти к 2025 году примерно на 120 тысяч человек.