Потребительский клуб

Защитная реакция

12-01-01-57Ситуации, в которых часто оказываются посетители минских магазинов, прокомментировала председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша

12-01-01-57Максим подарил жене духи «Шанель № 5». Продавец уверяла, что парфюм оригинальный, прямиком из Франции. Жена подарок забраковала, оценив его как дешевую подделку. Куда в таком случае обращаться? Что делать, если духи в самом деле ненастоящие?

— В Минске негде произвести экспертизу подлинности духов, так же как и стиральных порошков. Вы можете потребовать у продавца заключение о том, что товар не представляет опасности для здоровья. В любом случае элитный парфюм лучше всего покупать в фирменных или хорошо зарекомендовавших себя магазинах.

Мила купила на рынке модельные туфли. Продавец дала гарантию на три месяца. На четвертый месяц отклеилась подошва. В ответ на претензии продавец развела руками, мол, гарантийный срок истек.

— Продавец не права. В Законе Беларуси «О защите прав потребителей» четко прописано, что потребитель вправе заявлять претензии в течение 2 лет со дня покупки обуви. Если товар вышел из строя во время гарантийного срока, то продавец обязан провести экспертизу, которая определит причины появления дефекта. За пределами гарантийного срока, но не позднее 2 лет с момента покупки, потребитель уже сам должен доказывать (на основании экспертизы) производственный брак товара.

Если продавец отказывается возвращать деньги или поменять обувь на качественную, потребитель может обратиться в суд. Заявление нужно писать по месту регистрации потерпевшего или продавца. При этом потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины.

Марину интересует, может ли она сдать обратно в магазин ботинки, в которых постоянно потеют ноги?

— Если бы речь шла о новом неношеном товаре, то его можно было бы сдать в течение 14 дней со дня покупки. Но если имеет место производственный дефект, например некачественная выделка кожи, тогда Марина вправе вернуть ботинки обратно в магазин. В то же время обувь может «не дышать», если изготовлена из синтетического материала. В таком случае обменять товар нельзя.

Анастасия пришла в торговый комплекс, чтобы купить сыну рубашку на школьный выпускной вечер. Продавец не разрешила примерить сорочку, ссылаясь на то, что она белая. Как же приобретать такую вещь без примерки?

— Запрет примерить одежду, даже белого цвета, считается ущемлением прав потребителя. Если бы вы купили рубашку без примерки, а дома поняли, что она не подходит сыну по размеру, то вправе были бы обменять товар или получить обратно деньги. Конечно, при условии сохранения товарного вида сорочки, всех ярлыков и чека.

Ольга купила холодильник, а он через две недели стал самопроизвольно отключаться. Продавец направила покупательницу в сервисный центр. Имеет ли Ольга право требовать бесплатной доставки неисправного товара для диагностики и ремонта в сервисный центр и обратно?

— Возврат товаров крупных размеров или весом более 5 килограммов ненадлежащего качества продавцу, а также доставка такой техники для ремонта осуществляются силами и за счет продавца, — пояснила Анна Суша. — Или же последний обязан возместить потребителю расходы, связанные с транспортировкой. Исходя из этого, потребитель вправе требовать от продавца в течение гарантийного срока бесплатной доставки товара в сервисный центр и обратно. По истечении гарантии доставлять товар в сервисный центр и обратно придется своими силами.

При отсутствии чека у потребителя есть право доказывать, что товар был приобретен именно у данного продавца. Доказательством могут служить упаковка, визитка продавца, показания свидетелей.