Экономический курьер

Требуется реанимация

07-01-01-69Как инвесторы довели ОАО «Мотовело» до банкротства и что спасет завод

07-01-02-69Это предприятие появилось в столице в 1945-м. В лучшие времена его мощности были рассчитаны на выпуск 1 миллиона велосипедов и 200 тысяч мотоциклов в год. На белорусских «Аистах» ездили не только в Синеокой, но и во многих республиках бывшего СССР. Популярен был и мотоцикл «Минск». Продукция мотовелозавода поставлялась в 45 стран мира, за 70 лет были проданы миллионы изделий.

В 2007 году контрольный пакет акций ОАО «Мотовело» приобрела австрийская компания «АТЕК». Инвестор планировал увеличить выпуск техники и для этого должен был вложить в развитие завода 20 миллионов долларов, из которых более половины средств предназначались на приобретение нового оборудования. Свои обязательства по развитию завода компания не только не выполнила, но и в ущерб предприятию ликвидировала имеющиеся производственные мощности. Выпуск велосипедов и мотоциклов за это время сократился почти в 10 раз. Численность работников уменьшилась с 2.300 до 400 человек. Часть оборудования новый собственник демонтировал и продал. Также была инициирована реализация зданий, из собственности предприя­тия ушли более 1.000 квадратных метров помещений. Почти 70 процентов площадей завода оказались заложены под кредитные обязательства посторонних фирм, подконт­рольных австрийскому инвестору. Сегодня эти фирмы не рассчитываются по долгам, и велозавод, как гарант возврата этих долгов, может потерять все производственные корпуса. По данным фактам возбужден ряд уголовных дел.

07-01-03-69Государство было вынуждено принять меры по защите интересов трудового коллектива и сохранению в республике бренда велозавода. Недавно ОАО «Мотовело» возглавил новый руководитель — Николай Ладутько. Предприятие посетил председатель Комитета государственного контро­ля Леонид Анфимов. Пройдясь по цехам, глава КГК увидел, что фактически основные производственные помещения стоят пустые, работают лишь несколько подразделений, в том числе сборочное. В первом квартале 2015 года выпущено всего лишь 10 тысяч велосипедов и небольшое количество мотоцик­лов. Производство находится на грани банкротства. Можно ли его оживить?

— Если человек умирает, его уже не реанимируешь, а здесь еще что-то можно сделать, тем более такая задача поставлена Главой государства: провести техническое переоснащение предприятия, закупить новое современное оборудование, то есть возродить завод и былую славу его марки, — сказал журналистам Леонид Анфимов. — Мы провели проверку «Мотовело». Предложим создать республиканскую комиссию, которая определит его судьбу и перспективу развития. Завод будет передан Минскому горисполкому.

Начать придется с пополнения оборотных средств: если не решить этот вопрос, то предприятие остановится. Ведь сегодня не оплачена даже та комплектация, которая идет на собираемую технику.

— Многое утеряно и, конечно, полную технологическую цепочку мы не восстановим, — продолжил председатель КГК. — Может, и не надо держать литейку в центре города. Алюминиевое литье тоже можно передать на аналогичное профильное производство. Но многое из того, что было, реально возродить.

07-01-04-69Как пояснил новый руководитель завода Николай Ладутько, сегодня заканчивается формирование программы инженерного дооснащения предприятия по технологическому оборудованию для производства более качественных рам, двухкомпонентной покраски деталей, для изготовления алюминиевого обода. Чтобы модернизировать производство, потребуется до 10 миллионов долларов. Прорабатывается возможность сотрудничества с китайскими заводами аналогичного профиля. Изучается вопрос открытия нового производства, например запчастей для автомобилей. Что касается привычного ассортимента изделий, стоит задача выйти в следующем году на цифру в более 100 тысяч единиц мотовелотехники.

— Речь идет о восстановлении рынка продаж на всех прежних территориях, в том числе и в Беларуси, — рассказал Николай Ладутько. — К сожалению, на нашей знаменитой велодорожке в Минске марка «Аист» сегодня редка. Рынок теряется быст­ро, а для восстановления потребуется по меньшей мере 4-5 лет.

Для безубыточной работы ОАО «Мотовело» надо производить более 300 тысяч изделий в год.