Перекресток

Правило двух колес

13-01-01-72Мотоциклы в большом городе: романтика или проблема?

13-01-02-72Многие молодые люди обожают мотоциклы. Героями нашего времени некоторые считают байкеров — крутых ребят в кожаных куртках, виртуозно управляющих ревущими железными конями. Причем большинство из этих ездоков, судя по всему, довольно обеспеченные люди. Об этом нетрудно догадаться, когда смотришь на их мощные средства передвижения и экипировку.

Но есть и обратная сторона медали. С приходом весны и до глубокой осени некоторые любители мототехники дают немало поводов для головной боли сотрудникам ГАИ — ездят рискованно и не соблюдая Правил дорожного движения. В прошлом году на совести таких горе-водителей было 29 происшествий с четырьмя погибшими и 29 травмированными. Не обошлось без серьезных ДТП и в этом году.

— Мы с уважением относимся к байкерам, которые соблюдают ПДД и корректны с другими участниками движения, — говорит руководитель пресс-службы столичной ГАИ Татьяна Харлинская. — Однако есть и недисциплинированные мотоциклисты, которые значительно превышают скорость, нарушают правила маневрирования, специально заменяют заводскую систему выхлопа на более шумную и тем самым мешают горожанам спать по ночам. Именно на эту группу водителей сейчас обращено особое внимание инспекторов. Причем контроль мы ведем ежедневно, а не только в дни операции «Мотоциклист».

В одном из ночных рейдов с инспекторами ГАИ побывал наш корреспондент. В путь отправились около десяти вечера, когда транс­порта на улицах Минска заметно поубавилось. Зато стали более заметными мотоциклисты.

13-01-03-72— Всем известно, что водитель двухколесного транспортного средства на дороге более уязвим, чем автомобилист, — говорит старший инспектор по особым поручениям отдела дорожно-пат­рульной службы и профилактики ГАИ ГУВД Мингорисполкома Михаил Корниевич. — Мы постоянно говорим об этом мотоциклистам, призываем соблюдать ПДД, но прислушиваются к советам далеко не все. Чаще всего в список нарушителей заносим имена молодых людей, не имеющих достаточного опыта управления мототехникой, водительских прав… А вот и первый нарушитель.

По радиостанции узнаем о том, что на проспекте Газеты «Звязда» недалеко от дома № 23 задержан бесправник. Берем курс на охраняемую стоянку, что на улице Пинской, 37, куда доставлены скутер и его хозяин.

— На скутере отсутствует госномер, — пояснил инспектор ДПС отдела ГАИ Московского РУВД Сергей Конопко. — За управление транспортным средством без прав на водителя составлен административный протокол.

Как выяснили инспекторы, скутер был ввезен на территорию страны шесть лет назад. Однако на учете в ГАИ не состоит. Не пройден государственный технический осмотр, соответственно, нет и допуска к участию в дорожном движении.

— Только недавно приобрел его, — уверяет водитель. — Решил вначале подремонтировать, а потом уже зарегистрировать и сдать на права.

Понятно, такие доводы инспекторов не устроили.

— Вы приведите технику в порядок, сдайте на права, чтобы в будущем мы с вами встречались уже как с законопослушным водителем, а не с нарушителем ПДД, — пожелал на прощание Михаил Корниевич.

На охраняемой стоянке невольно обратил внимание на разбитый Kawasaki.

— После ДТП к нам привезли, — объяснил охранник Владимир Клиндюк. — В ГАИ отработал 26 лет и прекрасно знаю, к чему приводят вольности за рулем. Раньше мотоциклисты на заднем колесе не ездили — боялись штрафа. Правильно, что в последнее время ужесточили наказания для недисциплинированных водителей, особенно за пьяную езду. Даже конфискация транспортного средства предусмотрена. Пьяному за рулем не место.

Превышение скорости, нарушение правил маневрирования, проезд перекрестка на красный сигнал светофора — основные причины дорожных аварий с участием мотоциклистов.

И снова в путь-дорогу. Стемнело. Но это не мешает наблюдать за передвижением всадников на двухколесной технике. На перекрестке проспекта Пушкина и улицы Ольшевского обращаем внимание на лихой поворот серой Honda. Невольно подумалось: владение навыками управления мотоциклом на хорошем уровне — дело похвальное, но безопасность мотоциклиста зависит и от многих других факторов — от состояния асфальта, исправности автомобилей вокруг и даже от настроения соседей по потоку.

— Уж очень сильно разогнался, — комментирует Михаил Корниевич. — Скорость около сотни. Регистрационный знак не читается. Явно хозяин его намеренно затер. Проследуем за мотоциклистом.

Тем временем Honda повернула направо и вскоре остановилась на АЗС. Туда же подъехали и мы.

Неожиданной встрече с сотрудником ГАИ мотоциклист был не рад. С неохотой предъявил водительские права, техпаспорт, страховку, сертификат о прохождении гостехосмотра. Судя по документам, мотоцикл зарегистрирован всего месяц назад, но номер уже почти не виден. Лакокрасочное покрытие, по мнению старшего инспектора, намеренно затерто. Обычно на такое ухищрение идут, чтобы скрыть номер от технических средств фиксации нарушений ПДД. За это, кстати, предусмотрено административное наказание.

— За город выезжал, видимо, там и загрязнился номер, — оправдывается парень.

— Перед началом движения вы должны были проверить техническое состояние транспортного средства. Почему этого не сделали? — парировал Корниевич.

На этом спор прекратился. К заправке подъехал очередной мотоциклист. На Moto Guzzi отсутствовал регистрационный знак. Как рассказал водитель, незадолго до встречи с сотрудником ГАИ соседи по потоку подсказали ему, что знак вот-вот отвалится. Крепежного материала под рукой не оказалось. Пришлось снять номер и положить в рюкзак.

— Водитель явно хитрит, — заметил старший инспектор. — Так говорят многие, кто желает избежать ответственности за езду без регистрационных знаков.

Неубедительно звучали и оправдания владельца Yamaha по поводу отсутствия отметки в сертификате о прохождении гос­техосмотра. По его словам, сертификат он утерял и лишь недавно нашел. Поэтому и нет отметки.

Тем временем на автозаправку приехал экипаж отдела ГАИ Фрунзенского РУВД. Всех троих нарушителей Михаил Корниевич передал в руки инспекторов для разбирательства.

А вот парню, приехавшему на АЗС на мотоцикле вместе с девушкой, пожелал счастливого пути. Потому что с транспортным средством и документами все было в порядке.

— За руль мотоцикла сел еще в детском возрасте, когда занимался в секции мотоспорта, — рассказал Никита. — Так что опыта у меня достаточно. Да я и не лихачу за рулем. Особенно когда еду с Кристиной. Свою девушку берегу.

Чем выше скорость, тем меньше шансов у мотоциклиста среагировать на препятствие. При 200 км/ч любой камешек на дороге, ямка, песок могут привести к заносу и, как следствие, к падению.

На часах ближе к полуночи. Едем по проспекту Победителей в сторону МКАД. На очередной автозаправке наблюдаем большое скоп­ление мотоциклистов. При виде сотрудника ГАИ байкеры заметно оживляются. Подходят ближе, интересуются целью столь позднего визита. Завязываем разговор о езде на заднем колесе, шумных моторах, безрассудных молодых водителях, которых опытные участники дорожного движения называют самоликвидаторами. По заверению руководителя минского мотоклуба «Патриоты» Сергея по прозвищу Харлей, его друзья выступают за безопасность на дорогах. Поэтому охотно участвуют в совместных с ГАИ профилактических акциях.

Байкер Андрей, который уже не один год ездит на мотоцикле, пожаловался нам на автомобилистов.

— Мы вынуждены ездить быстрее потока ради собственной безопасности, — говорил он. — К авариям приводит не сама езда в междурядье, а невнимательность водителей машин при перестрое­нии, их нежелание включать поворотники…

— Не хватает общей культуры, которая воспитывается с детства, — заметил мотоциклист Александр.

— В городе от общественного транспорта и автомобилей больше шума, нежели от мотоциклов, — поддержал товарища Дмитрий.

Беседа с байкерами продолжалась больше часа. Прощаясь, сошлись во мнении: неважно, опытный ты мотоциклист или начинающий, но Правила дорожного движения должен соблюдать.

Больше фото — на портале minsknews.by.