Гордость столицы - династии

Под звездой Меркурия

23-01-01-82Директор ЗАО «Суперпрод» Лилия Пацкевич работает в торговле более 20 лет. Вместе с дочерью она успешно ведет семейный бизнес и находит индивидуальный подход к каждому покупателю

23-01-01-82— Только не идеализируйте, — улыбается Лилия Винцентовна. — Я такая, как все, просто очень люб­лю свою работу.

Трудовой день директора начинается с обхода магазина: лично проверяет оформление витрин, расположение товара на полках, наличие ценников, срок годности продуктов; беседует с продавцами. Многие из них трудятся на предприятии не один десяток лет. Собеседница считает, что дружный коллектив — залог успешной работы, поэтому дорожит каждым сотрудником.

— Я человек старой закалки. Руководитель, которому небезразличны работники, — замечает она. — Чувствую ответственность за их материальное благополучие.

У коллег развито чувство взаи­мопомощи — в сложной ситуации каждый спешит на выручку. Не остается в стороне и директор: если видит, что у прилавка образовалась очередь, подойдет и сама отпустит товар.

— Многие постоянные покупатели меня в лицо знают, — улыбается Лилия Пацкевич. — Обязательно расспросят о новинках, поинтересуются вкусовыми качествами продуктов, предложат закупить новый товар. Посещение гастронома для многих горожан не только поход за продуктами, но и возможность пообщаться. На месте пожилого человека всегда представляю свою 83-летнюю маму и общаюсь с пенсионером так, как беседовала бы с ней.

Лилия Пацкевич награждена «Бронзовым Меркурием» Министерства торговли Беларуси, нагрудными знаками «Отличник торговли Республики Беларусь» и «За ўклад у развiццё галiновага прафсаюза».

Мама собеседницы Янина Яновна всю жизнь работала портнихой, отец Винцент Брониславович — водителем. Лилия Пацкевич окончила с золотой медалью школу в Лиде и вслед за братом Чеславом поступила на торговый факультет престижного в те годы института народного хозяйства имени В.В. Куйбышева (ныне Белорусский государственный экономический университет). После распределения работала товароведом, затем ведущим специалистом по внешнеэкономическим связям в Октябрьском райпищеторге. В 1995 году возглавила ЗАО «Суперпрод».

Она не считает зазорной любую работу: просматривает платежные ведомости, документацию, может выложить товар на полки. Убеждена, что нельзя эффективно руководить, сидя все время кабинете. Чтобы быть в курсе дел, нужно находиться в торговом зале.

— Подсказываю продавцам или изучаю спрос покупателей, — рассказывает директор. — К слову, 90 процентов продукции, которую мы реализуем, под маркой «Сделано в Беларуси». С большим уважением отношусь к отечественным производителям, неоднократно сама посещала мясо- и молокоперерабатывающие заводы, поэтому уверена в высоком качестве белорусской продукции и всегда рекомендую ее покупателям.

В ЗАО «Суперпрод» работают около 100 сотрудников. Мини-сеть объединяет два магазина: гастроном на улице Карла Либнехта и универсам на улице Прушинских. В первом размещается администрация, во втором — кондитерский и кулинарный цеха.

В универсаме на улице Прушинских есть собственные кулинарный и кондитерский цеха. Когда-то сюда приезжали за свежими булочками жители со всей Лошицы и даже из Чижовки: предприятие было единственным в районе. Сегодня вокруг универсама выросло несколько крупных гипермаркетов, но выпечка «Суперпрод» по-прежнему пользуется большим спросом.

— Наряду с традиционными булочками «Снежинка», «С маком», «С повидлом», «Ароматная» предлагаем кондитерские изделия из творожного теста и с фруктовыми начинками, — отмечает собеседница. — Правда, покупатели хранят верность своим прежним вкусам и отдают предпочтение не экзотике, а заварным пирожным и трубочкам. Новинки выпекаем небольшими партиями для гурманов.

Спросом у минчан также пользуются торты. Кондитеры предприя­тия не раз занимали призовые места на конкурсах профессионального мастерства.

Лилия Пацкевич в шутку называет свое предприятие «последним из могикан»: таких магазинов в городе почти не осталось — их поглотили крупные торговые сети.

— Конкуренция в торговле велика, — объясняет она. — Мы, конечно, проигрываем гипермаркетам, где есть хорошие ценовые предложения. На это есть объективные причины: у нас хоть и понижена совокупная торговая надбавка, крупные торговые сети закупают товар большими партиями по меньшей стоимости. Следовательно, и цены у них ниже.

Сегодня важно сохранить предприятие, рабочие места, заработную плату и репутацию, считают руководители «Суперпрод», а для этого нужно много работать.

— В любой ситуации следует сохранять культуру обслуживания, профессионализм, быть честным, — делится хозяйка магазинов. — Если забытую сдачу несложно вернуть, то, к примеру, просроченный товар может причинить вред здоровью и жизни покупателя.

Старшая дочь Лилии Пацкевич Ольга Мильто работает замес­тителем директора предприятия. По окончании юридического факультета БГУ трудилась в УП «Поречье Белкоопсоюза» сначала юрисконсультом, затем начальником кадрово-юридического отдела.

В обязанности замдиректора входит заключение договоров, поиск поставщиков, мониторинг ситуации. Мать и дочь дополняют друг друга на работе: опыт подкрепляется энергией, мягкость — требовательностью.

— Наши магазины ориентированы на покупателей из близлежащих кварталов, — рассказывает Ольга. — В зависимости от спроса мы можем приобрести лишь несколько единиц товара, полностью убрать его из ассортимента или заменить достойной альтернативой, поэтому залежавшихся на полках продуктов у нас не бывает.

Акцент в «Суперпрод» делают на товарах повседневного спроса. Здесь большой выбор молочных продуктов: более 50 наименований йогуртов, порядка 40 — творожных изделий, разнообразные десерты, сыры, молочные напитки. Широкий ассортимент хлебобулочных изделий, мясо, рыба, свежие овощи и фрукты.

— Моя мама успешная женщина, — замечает дочь. — У нее есть все для счастья: прекрасная семья, любимая работа, уважение коллег. Она пример для меня.

Большая семья Пацкевичей-Мильто часто собирается за большим столом. Подолгу беседуют, строят планы на будущее и… рисуют — способности к рисованию матери и дочерям передались по наследству.

— Мы ведем здоровый образ жизни, любим кататься на велосипедах, отдыхать на природе, — рассказывает Лилия Винцентовна. — Ценим каждый час, проведенный вместе, так как свободного времени катастрофически не хватает.

Лилия Пацкевич:

— Торговля — это своего рода искусство. Важно не просто продать товар, нужно заинтересовать покупателя, чтобы он захотел прийти в ваш магазин еще раз.

Безусловно, большую роль играет расположение торгового объекта, ассортиментный перечень, стоимость товаров… Но нельзя забывать и о культуре обслуживания. Во многом именно от общения с продавцом, его доброжелательности, профессионализма и даже внешнего вида зависит то, какое мнение сложится у покупателя о магазине.

Я работаю в этой сфере более 30 лет. Свой опыт и знания передаю молодым, интересуюсь современными тенденциями, новинками. Сегодня в торговле существует огромная конкуренция, поэтому каждый день нужно искать свежие идеи, апробировать новые формы, развиваться и совершенствоваться.

Ольга Мильто:

— Я пришла работать в торговлю потому, что видела перед собой успешный пример мамы.

Мне нравится общаться с покупателями, сотрудниками магазинов, заниматься поиском новых поставщиков, выкладывать товар, организовывать различные акции, дегустации, работать над дизайном интерьеров. К слову, в торговле можно реализовать себя и с творческой стороны: использовать свои идеи при оформлении торговых залов и витрин.