Все путем

Пройтись по самому сердцу

24-01-01-95Почему дома в Троицком предместье разноцветные и до какой скульптуры здесь нужно дотронуться, чтобы повезло в любви?

24-01-02-95Гид: Роман Крицук, магистр культурологии, преподаватель истории, экскурсовод.

Маршрут: Троицкий мост — улица Максима Богдановича — улица Сторожевская — остров Мужества и Скорби — Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.

Если ваш гость впервые в столице, вы наверняка покажете ему это место. Если захотите сами прогуляться в тихом центре, тоже пойдете туда. И если спросят о старом Минске, то вспомните о нем. Потому что Троицкое предместье ассоциируется с одним из самых известных сувенирно-открыточных видов Минска. Это сердце Минска, своеобразный музей под открытым небом в районе улиц Богдановича, Купалы, Старовиленской. Сюда приходят, чтобы посмот­реть на историческую застройку. Изначально дома здесь были деревянными. В 1809 году их уничтожил пожар. Здания восстановили, но уже в камне, по проекту, утвержденному императором Александром I. Часть зданий исчезла в 1930-1940-е годы, свои коррективы в облик города внесла и Великая Отечественная война. После нее снос зданий продолжился. В 1982 году началась реконструкция предместья.

— Уже стала своеобразной легендой история о том, что, когда в 1962 году в Минск приезжал Никита Сергеевич Хрущев, он захотел посмотреть исторический центр, — рассказывает экскурсовод Роман Крицук. — Но в годы войны Минск был практически полностью разрушен, поэтому показывать было нечего. Раковское и Троицкое предместья, Верхний город — все это восстановлено.

24-01-03-95Шаг первый

Останавливаемся за Троицким мостом рядом с входом в предместье. Он обозначен кованой вывеской. Привлекает внимание памятник Язепу Дроздовичу — выдающемуся художнику, графику, скульптору, фольклористу, археологу и писателю, которого называли белорусским Леонардо да Винчи.

— Это скульптура «Вечны вандроўнік», — поясняет гид. — Установлена здесь не случайно: выше по улице находилась женская художественная школа, в которой Язеп Дроз­дович преподавал рисование. Он был еще и ученым, изучал космологию, создал свою теорию происхождения планет Солнечной системы.

Рядом букинистический магазин «Вянок», интерьер которого напоминает книжную лавку XIX века. О жизни и творчестве автора одноименного поэтического сборника можно подробнее узнать в Литературном музее Максима Богдановича.

24-01-04-95Шаг второй

Углубляемся во дворы, проходим мимо музея Максима Богдановича, останавливаемся у Дома природы.

— Многие приходят сюда к «Девочке с совой», — показывает Роман в сторону скульптуры Льва Зильбера. — Есть разные трактовки того, что представляет собой памятник: сова здесь как символ мудрости, ящерица — символ приспособления к жизни, девочка — символ чистоты и жизни. Городская легенда постоянно трансформируется. Кто-то говорит, что нужно тереть цветочки на папоротнике у ног девочки, если ищете любовь. Те, кто хочет достатка, трут спинку ящерицы.

Читайте также:  Разделы Ботаники

Если стать лицом к скульптуре, открывается красивый вид на набережную Свислочи, можно рассмотреть многочисленные мансарды и цветные черепичные крыши. Дома в Троицком разного цвета, и это неспроста.

— Часто спрашиваю у туристов, почему дома разных цветов, — рассказывает экскурсовод. — Предлагают разные версии, например, что так обозначали сословие жильцов. А дело в том, что в Минске нумеровать дома стали только в XIX веке. Табличек с номерами домов не было, поэтому объясняли так: «Пятый желтый от аптеки» и так далее.

24-01-05-95Шаг третий

Проходим дворами к аптеке на улице Сторожевской, 3 — дверь украшена скульптурным рельефом, в коридоре расписная плитка.

— В этом здании попытались восстановить антураж первой минской аптеки, которая появилась как раз на территории Троицкого предместья в конце XVIII века, — рассказывает гид. — Держать аптеку в то время — особая привилегия. Их владельцам разрешалось иметь собственные огороды. Аптекарь одновременно был и фармацевтом, и хирургом, и цирюльником.

На втором этаже хранится коллекция аптечной посуды XIX века, но туда, к сожалению, посторонним не попасть. Некоторые образцы выставлены в зале, где их могут видеть покупатели.

24-01-06-95Шаг четвертый

Спускаемся к набережной, переходим по мосту, который минчане прозвали горбатым, на остров Мужества и Скорби.

— В народе его чаще называют Островом слез, — говорит Роман. — Закладной камень появился здесь в 1989 году, строительство мемориала в честь воинов-интернационалистов длилось около двух лет. Перед памятником видим валун с иконой Божией Матери. В основе храма — очертание Софийского собора в Полоцке. Внутри часовни — четыре алтаря, где высечены имена погибших. Там стоят лампады. Сейчас часовню закрыли на реставрацию, чтобы восстановить фрески — изображения архангелов Михаила и Гавриила, которые считаются защитниками белорусского воинства.

Рядом находится один из скульптурных символов Минска — «Плачущий ангел» Юрия Павлова. Если подойти ближе к воде, можно увидеть гранитную плиту, привезенную из Кабула. Рядом камни, на которых выгравированы названия афганских провинций, где воевали белорусы.

24-01-07-95Шаг пятый

Двигаемся в сторону Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Возвышение, где он сейчас располагается, когда-то называлось Троицкой горой. Отсюда и началось освое­ние территории, которое мы называем Троицким предместьем.

— Эта площадь известна тем, что здесь пересекались торговые пути и было много рынков, — рассказывает экскурсовод. — Один, например, располагался там, где сейчас стоит памятник Максиму Богдановичу. Рядом размещался цыганский рынок, где продавали лошадей. Когда в 1499 году Минск получил магдебургское право, построили ратушу, рядом с ней открылись магазинчики и лавки, таким образом центр жизни постепенно сместился на территорию Верхнего города.