Потребительский клуб

На net и суда нет

12-04-01-102Самые распространенные нарушения интернет-магазинов прокомментировала председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша

12-04-01-102№ 1. Продавец отказывается проверять качество товара на месте

Курьер привез Ольге микроволновую печь, но проверить ее в действии отказался. Потом оказалось, что в печке не закрывается дверца. Ольга позвонила в магазин, а там ответили, что она сама сломала устройство.

— Продавец обязан провести предпродажную подготовку и продемонстрировать технику в действии. В противном случае вы можете отказаться от покупки. Внимательно осматривайте товар при получении, поскольку претензии к внешнему виду и комплектации покупатель может предъявлять только во время приемки от продавца.

Были случаи, когда потребитель обнаруживал вмятину на холодильнике после того, как курьер уехал. Кто виноват: грузчики, которые поднимали агрегат на пятый этаж, или новый хозяин, уронивший покупку на пол? Что-либо доказать практически невозможно.

№ 2. Цена меняется в ходе заказа

Егор заказал морозильную камеру. На сайте была указана одна цена, а курьер привез по другой, более высокой. Парень покупку оплатил, но, как говорится, неприятный осадок у него остался.

— Покупатели до сих пор не научились говорить «нет» продавцам, даже если при этом страдают, — отмечает Анна Суша. — В случае расхождения в цене оператор обязан перезвонить и предупредить клиента об изменении стоимости.

В такой ситуации потребитель имеет полное право отказаться от заказа.

№ 3. Отсутствует регистрация в Торговом реестре, который ведет Министерство торговли

— Многие виртуальные магазины не имеют официального адреса, поэтому найти продавцов, проверить законность их деятельности и в случае чего привлечь к ответственности очень сложно, — продолжает Анна Владимировна. — Зачастую интернет-магазины не предоставляют покупателю даже адрес своего склада, полностью исключая возможность обратной связи с клиентом. Остается надеяться на номер телефона, но его в любой момент могут сменить.

№ 4. Доставив товар, выдают накладную вместо товарного кассового чека

— Если продавец не выдает чек, то лучше отказаться от приоб­ретения товара, — говорит Анна Суша. — Тем самым вы сбережете себе силы и нервы, если товар окажется бракованным.

№ 5. Отказываются везти крупногабаритную технику в сервисный центр

Олег купил в интернет-магазине компьютер с годовой гарантией. Через месяц техника вышла из строя, и мужчина обратился в сервисный центр. Но там ему сказали, что он должен сам доставить компьютер в мастерскую.

— В сервисном центре ответили неправильно, — отмечает эксперт. — Доставка крупногабаритных товаров (весом более 5 килограммов) для ремонта осуществляется силами продавца и за его счет. Возврат товаров из сервисного центра проводится по такой же схеме.

Если вам отказывают в замене некачественного товара (когда такое право у потребителя есть), следует направить на имя руководителя магазина письменную претензию в письме с уведомлением. Администрация обязана дать ответ в течение двух недель. Как правило, это всегда срабатывает. В противном случае потребитель имеет полное право обратиться в суд, и если выиграет дело, то руководству торговой точки придется возвращать деньги за некачественный товар, оплачивать судебные издержки, неустойку, компенсировать моральный урон.

На сайте должны быть указаны режим работы магазина, местонахождение продавца, наименование изготовителя товара, его местонахождение, а также наименование и адрес импортера.