Мы и дети

Урок идет впрок

11-01-01-106Медики настаивают: от правильной организации рабочего места школьника зависят его самочувствие и работоспособность. На что взрослым следует обратить внимание в детской комнате?

11-01-01-106Об этом рассказали во время прямой телефонной линии на базе справочно-информационной службы «Контакт-центр». На вопросы родителей отвечала заведующая отделением гигиены детей и подростков отдела гигиены Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Татьяна Смирнова.

— Татьяна Алексеевна, большинство родителей сегодня достаточно грамотные люди и, конечно, желают своим чадам добра. Однако в некоторых семьях школьники готовят уроки за столом на кухне, сидя в кресле, а то и на корточках на полу. Что думают об этом специалисты?

— Именно из-за таких условий дети больше устают, портят себе осанку и зрение. Важно, чтобы у ребенка были свои стол и стул. Причем мебель нужно подобрать по его росту, чтобы ему было удобно. Проверить это просто: крышка стола у сидящего ребенка должна быть на 2-3 сантиметра выше локтя, на уровне солнечного сплетения; сиденье стула — на уровне коленного сустава. Плохо, когда стул слишком глубокий. Идеальная глубина — чуть меньше, чем расстояние от крестца до коленей. Обязательно следует контро­лировать позу детей. Необходимо, чтобы они сидели не на краешке стула, а занимали всю его поверхность, спину держали прямо, локти — на столе. Допускается подпирать одной рукой подбородок, но надо следить за тем, чтобы голова и тело не наклонялись в сторону. При письме расстояние между глазами и тетрадью должно быть не менее 30 сантиметров, а тетрадь для удобства лучше поворачивать на 30 градусов. Если этого не делать, ребенок начинает неосознанно изгибать тело. Нельзя забывать о подставке для книг. И конечно, работа будет продуктивнее, если освободить стол от лишних, отвлекающих детское внимание вещей.

11-01-02-106— Каковы современные требования специалистов к освещенности рабочего места школьника?

— Лучше всего, когда естественный свет падает через окно слева. Настольную лампу нужно ставить в левом углу стола. Предпочтительнее выбрать ее на гибкой ножке. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт. Недостаточное освещение не только вызывает быстрое утомление глаз, но и снижает уровень мозговой активности. Слишком яркий свет тоже способен вызвать утомление. Вечером при подготовке уроков лучше наряду с настольной лампой включать и верхний свет, чтобы избежать резкого перепада освещенности в комнате. Что касается компьютера, за которым современные школьники проводят много времени, напомню главное правило: нужно избегать прямого попадания солнечных лучей на его экран.

— Некоторые тинейджеры любят делать уроки под музыку, уверяя, что так они лучше усваивают материал. А есть такие, кто раздражается от малейшего шума.

— Шум или музыка ведут к рассеиванию внимания, вызывают головные боли, раздражительность, повышение давления, изменение сердечного ритма и снижение остроты слухового восприятия. Поэтому я бы рекомендовала во время подготовки домашних заданий выключать радио, телевизор и плеер.

— Какие правила в организации рабочего места детей родители игнорируют чаще всего?

— Многие взрослые и сами ребята забывают регулярно провет­ривать комнату. Во время умственного труда приток крови к мозгу увеличивается до 10 раз и возрастает потребность организма в кислороде. Присутствие в воздухе табачного дыма, неприятных запахов снижает работоспособность. Оптимальная температура воздуха в комнате — 18-20 градусов, а в зимнее время — 20-22 градуса.